Отдых в теплых странах в период новогодних каникул вновь пользуется большой популярностью среди красноярских туристов.
Традиционно самым востребованным направлением стал Таиланд, на него пришлось 75–80% всех путевок.
Однако, несмотря на растущее число желающих отдохнуть за границей и глубокие продажи, местные туристические компании предрекают рынку волну банкротств.
То, что все новогодние туры в жаркие страны будут проданы задолго до наступления праздников, игроки рынка прогнозировали еще в ноябре 2010 г. (см. «Новый год почти продан»). Эти прогнозы сбылись на 100%.
«Почти всегда праздничные выезды пользуются большим спросом, этот год исключением не стал, сезон был удачным, туры продавались с глубиной продаж в два-три месяца. Места на все рейсы из Красноярска были проданы», — рассказал ДЕЛА.ru директор туристического агентства «Континент-S» Сергей Богатский.
Самым массовым направлением, как и в прошлые годы, стала Юго-Восточная Азия. По информации руководителя отдела маркетинга и рекламы туристического агентства «Там-Там» Кирилла Пантелеева, в период с 25 декабря по 13 января в Таиланд отправилось около 70% туристов, желающих отдохнуть в праздники.
Остальные направления с вылетом из Красноярска пользовались популярностью гораздо меньшей, на Китай (рейсы осуществлялись на остров Хайнань) пришлось около 22%, в Египет отправилось всего 8% красноярских туристов.
В Юго-Восточную Азию улетело около 80% красноярских туристов
По словам директора туристического агентства «Простор» Елены Булатовой, отдыхать в Юго-Восточную Азию улетело около 80% красноярских туристов, остальные 20% поделили между собой Китай, Египет и Индия (ГОА).
Перекос в сторону Таиланда обусловлен не только особой любовью красноярцев к этой стране, но и количеством новогодних рейсов в этом направлении. Так, на Пхукет в период новогодних праздников было отправлено 15 прямых рейсов, самолеты в Египет, Китай и ГОА из Красноярска летали не чаще раза в неделю.
Тенденция глубоких продаж продолжается и сейчас, по данным участников местного туристического рынка, ближайшие туры в тот же Таиланд сейчас можно купить только на вторую половину февраля, остальные уже проданы.
Это объясняется двумя причинами. Во-первых, многие красноярцы решили продлить новогодний отдых и перенесли каникулы на конец января—начало февраля. Во-вторых, количество желающих отдохнуть в теплых странах за последние годы выросло в несколько раз.
На Пхукет в период новогодних праздников было отправлено 15 прямых рейсов
«С каждым годом все больше людей хотят зимой отдохнуть за границей. Со времен монополии компании „КрасЭйр“, число туристов ощутимо выросло, как и количество рейсов. По сравнению с 2008 г. цена путевки в среднем снизилась на 20–30%, дешевых направлений стало больше (появились ГОА, Египет), выездной туризм стал доступен многим красноярским семьям», — объясняет Елена Булатова.
Несмотря на положительные тренды, местные турагентства предрекают рынку большие перемены. Активность потребителей вряд ли сможет помочь игрокам преодолеть общий спад в туристической отрасли, который произошел в кризисные годы, поясняют руководители туристических компаний.
К тому же приход на местный рынок федеральных туроператоров, открывших для красноярцев новые дешевые направления (Индия, Египет, Китай), хоть и увеличил число прямых рейсов, но и одновременно снизил стоимость путевок. Эти перемены негативно сказались на прибыльности туристического бизнеса.
Количество туристов растет, доходность бизнеса падает
«Объемы продаж сейчас увеличились, а прибыль сократилась. Если раньше туристические агентства формировали на рейсах собственный блок, то сейчас все агентства работают за комиссию с продаж. Комиссии минимальны, чтобы заработать, нужно продавать много туров, а их в городе ограниченное количество», — поясняет Елена Булатова.
По мнению участников рынка, красноярский туристический рынок оказался связан по рукам и ногам не только федеральными операторами, но и авиакомпаниями. Дело в том, что за последние два года цена за перелет «Красноярск-Москва» резко выросла, что привело к тому, что развивать европейское направление из Красноярска через Москву стало дорого и невыгодно.
«Красноярские авиаперевозчики, которые держат направление „Красноярск-Москва“, сговорились, по-другому я это назвать не могу, и увеличили стоимость билетов за перелет „Красноярск-Москва“ в несколько раз, — поясняет Сергей Богатский.
— Если полтора-два года назад билет „Красноярск-Москва“ туда—обратно стоил 3,5-6 тыс. руб., то сейчас минимум 14 тыс. руб. Цена выросла в один миг. Сейчас эти рейсы летают со сверхприбылью, и почему антимонопольный комитет этим вопросом еще не заинтересовался, непонятно».
Ситуация усугубляется еще и тем, что число туристических компаний не только не снизилось, но, по сравнению с докризисным периодом, даже выросло.
«Сейчас в Красноярске насчитывается более 400 туристических агентств. Все возможные доходы туристического рынка делятся на эти фирмы. Если каждое агентство продаст одну путевку на семью из трех человек, продано будет уже 1200 путевок, а это 6 самолетов. В итоге получается, что ни одна фирма ничего не заработала. Выручка минимальна, а все самолеты полные», — рассказывает Сергей Богатский.
Участники рынка предрекают череду банкротств
Оценивая сложившуюся ситуацию, эксперты предрекают, что в ближайшее время красноярский рынок туристических услуг сократится.
«Уверен, что рынок будет меняться, число туристических фирм сократиться, и в первую очередь уйдут те компании, которые сейчас демпингуют, думая, что повысят лояльность клиентов, — комментирует Сергей Богатский.
— Народ покупается на дармовщинку, но единожды. Лояльность клиента зарабатывается не этим. Таким компаниям придется покинуть рынок, так как они работали с минимальной выручкой, что в итоге неукоснительно приведет к разорению.
И этот процесс уже начался. Я знаю несколько компаний, которые в ближайшее время покинут красноярский рынок».
«Многие красноярские компании, которые раньше демпинговали, сейчас прекратили свою деятельность. Огромные скидки ведут к разорению», — комментирует директор туристического агентства «Там-Там» Анна Худик.
В свою очередь, ДЕЛА.ru надеются, что те компании, которые решат свернуть бизнес на красноярском туристическим рынке, сделают это без скандалов и выполнят перед клиентами все свои обязательства.
ссылка на комментарий
Константин Гончаров
Генеральный директор туристической компании «Алеф»
Для того чтобы понять, что сейчас происходит на туристическом рынке, нужно разобраться, как этот бизнес строится. Ценообразование туристических услуг происходит не на территории России, а за рубежом. По сути, турпродукт представляет собой стоимость койко-места в зарубежном отеле и стоимость проезда.
Продажа этого продукта выгодна на условиях большого опта. В России крупный опт возможен только на федеральном уровне, сейчас в стране существует не больше десяти компаний, которые производят турпродукт федерального уровня.
Остальные туристические компании, в том числе и красноярские, в большинстве своем занимаются продажей этих туров. Они выступают в качестве дилеров, работают за проценты с продаж.
Средняя доходность в туристическом ритейле составляет не более 8-12%, с этой доходности высчитываются расходы и чистая прибыль туристических компаний.
Туристические агентства, которые занимаются демпингом, торгуют себе в ущерб. Нужно понимать, что фирма не может заниматься этим бесконечно, рано или поздно это закончится. И если компания не завоюет необходимое количество клиентов, она разорится. Что и происходит с красноярскими компаниями.
Компания «КрасЭйр» на туристическом рынке была временным, локальным монополистом, у красноярских туристов не было выбора в ассортименте туров, они могли лететь только туда и по тем ценам, куда предлагал «КрасЭйр».
У туристических компаний тогда доходность была выше, туры продавались по завышенным ценам. Сейчас на рынок пришло много федеральных операторов, которые предложили свой продукт, в условиях конкуренции цены на туристические поездки упали.
Несколько красноярских туроператоров конкурировать не смогли и ушли с рынка. Сокращение произойдет и в секторе туристического ритейла. Те агентства, которые не смогут выжить в новых для рынка условиях, прекратят деятельность.
На покупателях разорение нескольких небольших компаний никак не отразиться. Предложение и цены на турпутевки останутся прежними.