В красноярском парламенте решают, как «продвинуть» в торговые сети продукцию местного сельхозпроизводителя. Средства на раскрутку товара, около 100 млн руб., в краевом бюджете есть, а вот достойных идей продвижения — нет.
Снова встает вопрос о продвижении продукции красноярского агробизнеса в торговых сетях
Вчера, 15 марта, в Заксобрании прошло заседание рабочей группы, на котором подробно обсуждали этот вопрос. Министерство сельского хозяйства предложило из заложенных в бюджете средств 90 млн руб. потратить на создание логистического центра, который станет координировать работу торговых сетей и производителей, а оставшиеся 10 млн руб. направить на рекламную кампанию продукции красноярских агрофирм.
Кроме того, на заседании абстрактно поговорили о возможности создания общекраевого зонтичного бренда.
Депутат краевого парламента Владислав Королев рассказал ДЕЛА.ru, что по поводу логистического центра возникли споры — не всем депутатам было ясно, какой конкретный функционал будет нести оператор, а также каким образом он станет зарабатывать средства.
При этом г-н Королев подчеркнул, что сейчас нельзя говорить о том, что приняты четкие решения: «Определены основные направления, которые будут прорабатываться».
На данный момент производители работают с ритейлерами на основе прямых договоров. Средства за содействие в продаже местного товара перечисляют торговым сетям из регионального бюджета. По задумке Минсельхоза, эти деньги необходимо «отдать» логистическому оператору, который займется их дальнейшим распределением.
Нужно ли создание посредника в лице «логистического центра»?
Депутат Василий Моргун сообщил ДЕЛА.ru, что перед властями стоит именно задача продвижения местного продукта, а предложенный центр является лишь технологией товаропроведения, что не совсем одно и то же.
«Реальные способы продвижения пока не предлагаются, «рабочих» идей нет, за исключением предложений о разработке краевого зонтичного бренда, — рассуждает Василий Моргун.
— Я скептически отношусь к идее общего красноярского бренда, любой зонтичный бренд будет ослаблять бренд производителя. Встает вопрос, а сможет ли зонтичный бренд сработать на экспорт, кому он нужен за пределами края? Опять же возникает вопрос, а как отнесутся другие сети к такого рода брендам — если будут договоренности с сетью «Каравай», как к этому отнесется «Окей»? Мы ведь должны планировать работу со всеми ритейлерами. Но я считаю, что это может быть идея для одной сети, которая сделает прилавок с такой продукцией и посмотрит, что из этого получится».
Напомним, еще совсем недавно в крае действовал закон о поддержке АПК края. Наибольший эффект от действия закона в течение двух лет принесло государственное субсидирование торговых сетей. Им начисляли субсидии в размере 5% от объема товарооборота реализуемой продукции красноярских сельхозпроизводителей.
Однако с 1 июля 2010 г. в закон приняли поправку, которая разрешала субсидировать из бюджета продажу только той продукции, которая прошла добровольную сертификацию, что вызвало массовые дискуссии и критику (см. подробнее: «Закон о поддержке АПК набил шишку»).
Сейчас закон о поддержке местных производителей отменили.
Социальные продажи и продвижение местной продукции необходимо разделять
«Депутаты Заксобрания проанализировали полученный опыт и пришли к выводу, что это не тот механизм, который закладывался изначально, — рассказал г-н Моргун.
— Я не против, что социальные группы нужно поддерживать, но моя позиция заключается в том, что вопросы социальных продаж и продвижения продукции нужно разделять. Сейчас нет закона о субсидировании местной продукции, хотя власти готовы выделить на это деньги (при наличии эффективного механизма).
На мой взгляд, продвижение может касаться только мероприятий по маркетингу определенных видов местной продукции. При этом продукция должна производиться либо предприятиями, имеющими сертифицированную систему менеджмента качества, это обычное требование в Европе, либо небольшими предприятиями, которым трудно потянуть сертифицирование «СМК». Во втором случае можно выбрать и сертифицировать определенные виды продукции, которые имеют рыночные перспективы».
Лев Кузнецов призвал развивать павильоны шаговой доступности
Напомним, на совете по развитию малого и среднего бизнеса губернатор Лев Кузнецов призвал развивать сеть павильонов шаговой доступности, которая должна стать альтернативой гипермаркетам. По мнению г-на Кузнецова, крупные магазины «не очень охотно сотрудничают с нашими сельхозпроизводителями».
Василий Моргун точку зрения губернатора не разделил. «У меня нет уверенности, что это то будущее, к которому мы придем. На мой взгляд, проблема шаговой доступности надумана, если учесть, что многие семьи имеют автомобиль и закупают продукты раз в неделю. Я считаю, что местную продукцию логичнее продвигать через крупные сети и через ярмарки выходного дня», — аргументировал свою позицию парламентарий.
Сами предприниматели пытаются подать властям идеи, в каком направлении следует двигаться. Однако пока без особого успеха.
Исполнительный директор Ассоциации предпринимателей розничной торговли Красноярского края Сергей Новиков рассказал ДЕЛА.ru:
«Мы создаем механизм отбора конкурентоспособной продукции, основная идея — расходы по продвижению такой продукцию компенсировать за счет бюджета края. Неизвестно, будет ли принят наш законопроект, так как все зависит от гражданской позиции красноярских депутатов. Министерство сельского хозяйства заинтересовано в продвижении, а депутаты — не очень.
Проблема не в том, что мы плохо представляем продукцию, а в том, что у нас производят товар не очень высокого качества. Мы предлагаем в своем законопроекте развивать производство, учить местных сельхозпроизводителей выпускать достойную продукцию и поддерживать тех, кто ее уже делает».
Тему о том, что продукция красноярских производителей не является привлекательной для потребителей, поднял в рамках заседания и председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Александр Дамм. По его словам, «местные» проигрывают в плане фасовки продуктов, а также в плане их «узнавания» покупателем.
Между тем, производители сырья не считают красноярские продукты плохими.
Красноярские производители продуктов жалуются
на «недоступность»
торговых сетей
Генеральный директор ОАО «Племзавод Красный Маяк» Сергей Цуканов считает, что «победе» местного производителя мешает не качество, а палки в колесах реализации.
«Сегодня продукция Филимоновского молочно-консервного комбината по качеству превосходит всю остальную линейку, — сообщил г-н Цуканов ДЕЛА.ru. — Проблемы следующие: во-первых, небольшие объемы производства предприятия, во-вторых, проблемы по реализации — эта продукция дороже, чем белорусская, в результате торговые сети больше берут импортный товар.
Я сотрудничаю с Уярским мясокомбинатом, и насколько мне известно, у них также есть проблемы по сбыту в крае: не распродается товар, не могут попасть в торговые сети. В результате это предприятие пытается зайти в Иркутскую область».
Чем больше будет реализовываться красноярской продукции, уверен Цуканов, тем охотнее местные производители станут увеличивать объемы производства мяса, молока и пр. Пока же за предоставленное сырье переработчики рассчитываются не всегда вовремя — их «подводят» торговые сети, в которых красноярцы охотнее разбирают импортную продукцию, нежели местную. И вряд ли стоит рассчитывать, что в ближайшее время ситуация «перевернется».
ссылка на комментарий
Татьяна Павловская
Генеральный директор сети гастрономов «Красный Яр»
Первая версия закона о дополнительных мерах поддержки местного АПК, разработанная при участии представителей ведущих торговых сетей Красноярского края, была нацелена на достижение тактических целей — сохранить и увеличить объемы реализации продукции местных производителей на рынках края в период финансового кризиса. Эффект был достигнут – только за первый год мы достигли увеличения объемов продаж продукции местного АПК на 30-40%.
Сегодня ситуация изменилась и настало время решать стратегическую задачу — повышение конкурентоспособности продукции местных производителей. Вряд ли стоит создавать для них отдельные торговые сети магазинов шаговой доступности, которые в обозримом будущем не смогут на равных конкурировать с сетями супермаркетов и гипермаркетов как по ассортименту продукции, так и по технологиям её доставки и хранения.
Необходимо, в первую очередь, поддержать наиболее эффективных местных производителей и помочь им решить вопросы упаковки, доставки и продвижения их продукции, которая зачастую не соответствую её высокому качеству. Нужно, чтобы лучшая местная продукция не уступала конкурентам из других регионов не только по качеству, но и по технологиям мерчандайзинга в торговых сетях любого уровня.
Предлагаемый вариант создания единого логистического центра представляется в этом плане идеей интересной, но сложно реализуемой и излишне затратной. Выделяемые на поддержку местных производителей средства можно потратить с куда большей эффективностью, если прислушаться к мнению тех, кто имеет многолетний практический опыт работы на этом рынке.