На совместное заседание комиссий горсовета (по бюджету и налоговой политике и по экономической политике, собственности и содействию развития предпринимательства) накануне слетелось столько прессы, что чиновники администрации вынуждены были сгонять некоторых со стульев, дабы занять насиженные места в зале. Депутаты от количества журналистов откровенно млели — и готовили в уме наброски популистских заявлений, которые можно будет с пафосом произнести в телекамеры.
Благо, почва для этого была самая благодатная — формально темой заседания значилась корректировка бюджета, но по факту все пришли поговорить и послушать лишь об одной из ее составляющих — о выделении средств на устройство платных парковок в центре Красноярска.
Поэтому когда заседание стартовало, председатель комиссии по бюджету и налоговой политике Наталия Фирюлина предложила перед докладом руководителя департамента финансов мэрии Ирины Хаснутдиновой, которая должна была рассказать о корректировке, послушать доклад замруководителя департамента горхозяйства мэрии Владислава Логинова.
Каждый день в центре города — на парковках, обочинах, тротуарах — паркуется до 6 тыс. машин
Тот начал с доводов, которыми мэрия руководствовалась, берясь за этот проект.
«Проезжая часть центральной части города не рассчитана на то количество автомобилей, что паркуется там в рабочее время, и паркуется неорганизованно. Чтобы снизить нагрузку на улично-дорожную сеть в центре, позволить общественному транспорту двигаться по выделенным полосам, увеличить среднюю скорость движения транзитного транспорта, рассматривался вариант организации платных парковок», — сообщил Логинов.
В рамках этого проекта, по его словам, предполагается «организовать карманы на дорогах, закрыть парковочные карманы с правой стороны на ул. Ленина и К. Маркса для организации выделенной полосы движения общественного транспорта, установить паркоматы, датчики занятости парковочных мест, программное обеспечение с сервером, организовать диспетчерскую службу, которая через камеры наблюдения будет следить за тем, как паркуются автомобили, и закупить 10 приборов «Паркон», которые будут установлены на курсирующих по центру автомобилях, чтобы фиксировать занятость мест на парковочных пространствах».
Реализовывать проект в мэрии рассчитывают частично собственными силами, частично — за счет частного инвестора.
Предполагается, что за счет средств бюджета города будет обустроено 762 парковочных места, в рамках муниципально-частного партнерства — 738 мест.
Депутат Александр Глисков попросил уточнить, насколько сократится количество парковочных мест в центре после ликвидации парковочных карманов на ул. Ленина и К. Маркса.
Логинов заверил, что в результате реализации проекта число парковок даже вырастет.
«Если сейчас их примерно 1250, то станет 1500 при определенных затратах на приведение в нормативное состояние. И закрывать мы будем только те парковочные карманы, которые находятся на выделенных для общественного транспорта полосах. Для примера скажу — сейчас различными способами, во втором, третьем ряду, на тротуарах, газонах в день у нас паркуется до 6 тыс. единиц транспорта», — сказал Логинов.
Глисков не успокоился и попросил пояснить — на каких условиях планируется привлекать частного инвестора.
«В каком порядке этот частный инвестор денег нам принесет и кому будет принадлежать имущество? Я хорошо понимаю, как супруги делят у нас имущество после развода — 50 на 50. А вы как делить будете?» — спросил Глисков.
Логинов объяснил, что взаимодействие с частным инвестором будут осуществляться на основе инвестиционного соглашения. Предварительно в мэрии предлагают на первом этапе, когда будет происходить возврат инвестору вложенных в реализацию проекта средств, 90% поступивших с парковок платежей передавать инвестору, 10% оставлять городу.
«После того, как все будет возмещено, то там уже, как супруги — 50 на 50%. Хотя четких параметров инвестиционного соглашения пока нет, его еще предстоит разработать», — сказал Логинов.
Глисков продолжил развивать тему.
«Затраты составят какие-то магические цифры, я понимаю, департамент экономики считал, но все же. Я пытался складывать, делить, у меня получается, что весь этот проект стоит 333 млн, 222 тыс. — стоимость одного места. Такое ощущение, что с потолка цифры брали. И из вашего ответа получается, что не 187 млн бюджетных средств уйдет, а все 333, но часть из бюджета напрямую, а часть инвестору вернут с собранных на парковках денег. Правильно?»
Логинов парировал, что пока в бюджете заложено лишь 15 млн расходов на организацию парковочного пространства — и это все, что город затрачивает на первом этапе реализации проекта.
Депутат Владимир Пястолов посетовал, что платные парковочные места будут организовываться на уже существующих бесплатных местах.
«То есть мы за деньги города организовали бесплатные места, обустроили их, а сейчас выделяем немалые деньги, и я не понимаю, на что. На установку паркоматов, что ли? Я не против платных парковок, но логичнее, чтобы инвестор за свои деньги организовывал новые места», — сказал Пястолов.
Логинов пообещал, что так и будет, и в рамках проекта появится «большое количество новых мест».
Депутата Владимира Владимирова интересовала стоимость платной парковки. Логинов сообщил, что изначально планировалось установить цену на уровне 50 руб., однако на первом этапе есть предложение понизить стоимость до 30 руб.
Депутат Аркадий Волков театрально задался вопросом, «на сколько мы нагрузим наших жителей».
«По предварительной информации, парковка стоит 40 руб. в час, 9 часов в день одно место будет работать. Итого 1 место будет стоить 360 руб. для человека в день. 738 парковочных мест умножаем, и получается, если все места будут заняты, 265,6 тыс. руб. в день. В месяц, если брать 21 рабочий день, выходит 5,5 млн руб. За 12 месяцев красноярцы будут отдавать 66,9 млн руб. За срок реализации проекта — 5 лет — мы нагрузим наших жителей на 334,7 млн! Если мы принимаем решение нагружать наших жителей, красноярцы будут платить дважды — один раз из бюджета, второй — через паркомат. А сколько бюджет получит?» — закончил монолог Волков.
Логинов посоветовал этот вопрос переадресовать Хаснутдиновой после ее доклада, и заметил, что расчеты Волкова неверны, поскольку по опыту других городов средняя загрузка платных парковок составляет 25%, а отнюдь не 100.
Депутату Александру Коропачинскому, пожалуй, главному горсоветовскому поборнику идеи внедрения платных парковок в Красноярске, проект мэрии тоже не понравился. Он призвал чиновников вместо вложения сотен миллионов на оборудование платных парковок закупить десяток автоэвакуаторов.
По мнению депутатов, до введения платных парковок нужно увеличить количество эвакуаторов
«У нас в административном законодательстве предусмотрен штраф за неправильно припаркованные автомобили. У нас весь город забит ими. Что нам мешает сегодня собирать с нарушителей за год 100 млн? Почему всегда ставим лошадь впереди телеги? Предлагаю начать не с вложения сотен миллионов, а с упорядочивания существующей ситуации. Приведу пример — когда приезжает какая-нибудь VIP-персона и хотя бы проспект Мира очищен от припаркованных автомобилей, трафик совсем другой. Напишите задание ГИБДД», — предложил Коропачинский.
Логинов парировал, что писать задания ГИБДД мэрии не по чину.
«Количество эвакуаторов должно быть больше, вы правильно говорите. Но ГИБДД с этого года — федеральный надзорный орган, на который муниципалитет влияния не оказывает», — пояснил Логинов.
Депутат Геннадий Торгунаков посетовал, что платные парковки станут пристанищем для богачей, и поинтересовался, куда же деваться всем остальным.
Однако Логинов заверил его, что мест для парковки хватит всем — однако придется немного походить пешком.
«Да, люди разделятся на тех, кто имеет возможность стоять весь день, и тех, кто пойдет пешком. У нас на нижнем ярусе набережной есть бесплатные парковочные места, но он пустой, никто не хочет пройти до своего офиса 7 минут», — расстроился Логинов.
Депутат Андрей Козиков спросил, как мэрия вела поиски инвестора для проекта. Логинов пустился в длительные объяснения, из которых следовало, что публично о привлечении бизнеса к проекту не сообщалось. Изначально поучаствовать в проекте собирались 5 компаний, однако предварительное согласие дала лишь фирма «Инфоком».
На этом депутаты предложили Логинова с трибуны отпустить и послушать доклад Хаснутдиновой.
Та поведала, что первоначально проект платных парковок предполагал его реализацию за счет средств бюджета города. Однако после общественного обсуждения в мэрии решили, что часть парковочных мест будет создана в рамках частно-муниципального партнерства.
«С этим связана направленная вам поправка. С учетом поправки предполагается, что за счет средств бюджета города будет обустроено 762 парковочных места, в рамках муниципально-частного партнерства — 738 мест. С учетом поправки в трехлетнем периоде на развитие платного парковочного пространства в бюджете предусматривается 156,6 млн руб. — на устройство парковок, приобретение оборудования и оплату услуг по обслуживанию системы платных парковок. Из них 0,6 тыс. в 2014 году, 40 млн в 2015 году и 116 млн в 2016 году», — сказала Хаснутдинова.
Депутат Павел Ростовцев попросил назвать объем предполагаемых доходов бюджета от реализации проекта.
«Поскольку взимать плату за парковку мы начнем не с 1 января, а с 1 июля 2015 года, доходы претерпели изменения. Предполагаем, что в 2015 году доходы бюджета города составят около 15 млн руб., в 2016 г. — около 40 млн руб.», — сказала Хаснутдинова.
Депутаты, перейдя к финальным суждениям, предложенный мэрией проект в резкой форме раскритиковали,
отметив, что документ сырой, без визуализации и финансово-экономического обоснования, не структурированный и без четкой цели. При этом если Козиков призвал администрацию подумать о том, чтобы реализовывать проект полностью за бюджетные деньги (поскольку «там, где город и бизнес, скорее всего, город обжулят и оставят с носом»), то Коропачинский, напротив, настаивал на том, чтобы «сработать без рубля из бюджета», за счет исключительно частных инвестиций.
Плату за парковку в мэрии планируют вводить с июля следующего года
Когда дошло до голосования, комиссия по бюджету и налоговой политике согласовала корректировку бюджета с учетом исключения из нее расходов на организацию платных парковок, а комиссия по экономической политике, собственности и содействию развития предпринимательства никакого решения принять не сумела.
Продолжится обсуждение темы платных парковок в понедельник — на заседании постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту.