15 февраля в рамках Красноярского экономического форума состоялся круглый стол «Повышение инвестиционной привлекательности электроэнергетики Сибири» под председательством министра энергетики РФ Александра Новака.
КЭФ обсудил проблемы теплоэнергетики
krasnoforum.ru
Открывая мероприятие, Новак отметил, что электроэнергетика играет ключевую роль в развитии Сибири, на долю которой приходится пятая часть от потребления электроэнергии всей России: в 2012 г. эта цифра составила 204 млрд кВт/ч.
«В перспективе развитие электроэнергетики в Сибири будет идти высокими темпами. Это связано с высокими темпами потребления электроэнергии и развитием экономики, — сообщил Новак. — По оценкам специалистов, если в среднем по России до 2018 года прирост в потреблении электроэнергии будет составлять 0,5% ежегодно, то в Сибири этот показатель будет достигать 2,86%».
При этом, подчеркнул Александр Новак, в отрасли накопилось немало проблем, которые тормозят развитие энергетической отрасли и требуют скорейшего разрешения.
«Причины для недовольства есть у всех участников процесса: генерация недовольна тем, что недостаточно стимулов для развития и привлечения инвестиций, сетевые компании жалуются на отсутствие источников финансирования для модернизации сетей, население недовольно тарифами. В результате накопилось множество проблем, требующих нашего пристального внимания и коллективной выработки методов их решения».
Более подробно о проблемах теплоэнергетики рассказали руководители предприятий. Гендиректор ОАО «СУЭК» Владимир Рашевский отметил, что
многолетнее недофинансирование отрасли привело в целом по стране к критическому износу оборудования и теплосетей.
«Нам в наследство досталась самая крупная в мире подобная система: это 170 тыс. км сетей, более 330 теплоэлектроцентралей. За последние 20 лет система теплофикации стремительно приходила в упадок, и сегодня больше двух третей всех ТЭЦ отработали срок больше 30 лет. Повсеместно встречаются станции возрастом 40, 50 и более лет. Примерно 70% теплосетей отслужили четверть века — то есть нормативный срок, на который они рассчитывались», — обозначил проблему Рашевский.
В такой ситуации, по его словам, эффективность теплоснабжения постоянно падает, и деградация системы приводит к проблемам, которые нужно срочно решать. Муниципалитеты делают это, «латая дыры», без серьезных капитальных сложений, либо идут другим путем — строят собственные малые котельные, разгружая тем самым теплоцентрали.
«В то же время происходит перекладка тарифов с населения, которое нужно защищать, на промышленных потребителей. Те, не в силах вынести груз бремя «перекрестного субсидирования», в надежде на сокращение расходов строят свои котельные, и в результате ТЭЦ разгружаются еще больше. В итоге за последние 20 лет у нас загрузка ТЭС – наиболее эффективных тепловых генераций — снизилась в полтора раза».
В итоге сложилась ситуация, которая не устраивает никого — ни потребителей, ни государство,
которое постоянно сталкивается с политической проблемой роста тарифов, ни энергокомпании, работающие по теплу в убыток, ни инвесторов, теряющих на этом деньги.
Рашевский добавил, что сегодняшний уровень недоинвестирования в секторе теплофикации составляет около 2 трлн руб. и каждый год накапливается.
«Не давая достаточный тариф на тепло, мы выдавливаем ТЭЦ на рынок электроэнергии, заставляя их пытаться с этого рынка получить какую-то плату на свое содержание. В итоге станции становятся дорогими, вынужденными, их немедленно хочется выключить, хотя они могли бы еще 30 лет работать. В конце концов станции заявляются на вывод, а мы увеличиваем отпуск тепла от котельных, что влечет рост тарифов на тепло», — рассказал Рашевский, отметив, что такая ситуация в последние годы повторяется по кругу.
По его мнению, сегодняшний регуляторный режим установления тарифов дает стимул к дальнейшему разрушению системы.
«В сегодняшней модели регулирования тариф устанавливается на 1 год, и сказать, какой тариф будет в следующем году, можно лишь примерно. Правит сегодняшней системой тарифообразования его величество «предельный рост тарифов». Провозглашенный метод долгосрочного тарифного регулирования по сути таковым не является, потому что дает возможность регулятору каждый год пересматривать ключевые параметры, которые и составляют экономику тарифа», — сказал Рашевский.
Для населения, которое является основным потребителем тепла (до 70% от общего объема), тарифы по стране, по словам Рашевского, различаются более чем в 2 раза. Доля оплаты тепла в потребительской корзине составляет от 2 до 6%, при этом люди одинаково недовольны в обоих случаях.
«Средний тариф на тепло в РФ в 3–4 раза ниже, чем в странах Прибалтики и Северной Европы, и при этом мы чрезвычайно расточительны — на 1 кв. м площади потребляем тепла в 2,5 раза больше. В итоге счет меньше не в 3–4, а лишь в 1,5–2 раза. Это как раз результат существующей системы регулирования — мы недодаем деньги на инвестиции, и в результате потери в сетях у нас в 2–2,5 раза больше. Мы не инвестируем достаточно средств в генерацию, разгружаем эффективную систему теплофикации — но в результате платим незначительно меньше», — сказал Рашевский.
Состояние теплосетей края напрямую зависит от системы регулирования тарифов
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, принципиально важно перейти на долгосрочную систему регулирования тарифов, подчеркнул гендиректор ОАО «СУЭК».
«Принципиально важно выстроить такую систему установления тарифных решений, которая предполагала бы возможность для хозяйствующей организации выставлять все экономически обоснованные расходы — сегодня мы не можем эффективно спорить с РЭКами или ФСТ по поводу неправильно принятых решений.
Нам необходимо переходить к рыночным условиям ценооброазования, в которых наиболее эффективный субъект получает большую прибыль, а менее эффективный — меньшую», — назвал базовые принципы построения новой системы тарифообразования Рашевский.
Для выработки тарифа он предложил обратиться к западному опыту.
«Требуются единая теплоснабжающая организация в городах и установление регуляторной модели тарифа на основании тарифа альтернативной котельной. То есть цена, необходимая для нормированных операционных и капитальных затрат новой котельной, которая может быть построена. Переход к новому методу регулирования подразумевает некоторые расходы, но ведет к развитию цивилизованного бизнеса», — заключил Рашевский.
Подводя итоги круглого стола, Александр Новак рассказал, что в правительстве создана и функционирует рабочая группа по повышению эффективности на рынке тепла.
«Моей целью на этом мероприятии было выслушать коллег, ведь пока мы варимся в рамках рабочих групп, в собственном соку, а нужно выходить на более широкое обсуждение — с общественностью, субъектами РФ, губернаторами, потребителями. В любом случае разговор полезный, и мы по итогу обсуждения сделаем выводы», — пообещал Новак.