Законодательное собрание Красноярского края приняло в первом чтении проект бюджета на будущий год, попутно разнеся в пух и прах краевую исполнительную власть.
Такого шквала депутатской критики чиновникам не доводилось наблюдать уже давно. Досталось всем и каждому вплоть до губернатора — депутаты обвинили власть в отсутствии какой-либо стратегии развития региона, следовании течению и нежелании грести хоть куда-нибудь. Впрочем, голосование по вопросу показало, что и сами депутаты от чиновников ушли недалеко и хоть и горазды красиво говорить, но сами с течения сворачивать не намерены.
Тон обсуждению задала спонтанная перепалка, случившаяся перед ним. Пока министр финансов края Владимир Бахарь шагал к трибуне, чтобы выступить с основным докладом, слова попросил депутат Владимир Седов — и с ходу поставил вопрос «по поводу постоянного отсутствия на самых важных наших заседаниях человека, который считается главой региона».
Владимир Седов возмутился отсутствием губернатора
Губернатор края Лев Кузнецов, на которого прозрачно намекал депутат, и вправду в зале отсутствовал. Седов потребовал «отметить протокольно необходимость присутствия губернатора на самых важных заседаниях».
На выступление тут же отреагировал первый замгубернатора Сергей Пономаренко.
«Позволю прокомментировать, аккуратно надо в выражениях. Что это за «считается главой региона»? Надо быть более корректным в высказываниях».
«Куда уж корректней!» — огрызнулся Седов, но тут Бахарь как раз дошел до трибуны и приступил к докладу.
Он уложился всего в 6 минут — привел параметры бюджета (доходы — 148,3 млрд руб., расходы — 171 млрд руб., дефицит — 22,7 млрд руб.), напомнил, что он носит программный вид и отражает приоритеты, указанные в майских указах президента, перечислил основные статьи расходов и попросил поддержать документ в первом чтении.
Депутаты, однако, голосовать не торопились и принялись наперебой критиковать работу исполнительной власти. В первую очередь недовольство народных избранников вызвали растущий дефицит бюджета и неспособность правительства этому росту воспрепятствовать.
Владимир Бахарь: бюджет у края программный
Депутат Владислав Зырянов
призвал сократить налоговые льготы для крупных финансово-промышленных групп, работающих на территории региона.
«Давайте рассуждать на примере простой семьи. Если у нас заканчиваются деньги, то мы с супругой принимаем решение экономить не на ребятенке и его детском саде, а к соседу сходить, которому мы деньги занимали, и попросить долг вернуть. Если говорить на уровне края, то мы предоставляем налоговых льгот и нефтяникам, и энергетикам, и алюминщикам больше чем на 10 млрд руб. И стоит посмотреть, насколько в нынешней ситуации это нам выгодно», — сказал Зырянов.
Спикер Заксобрания Александр Усс также признался, что за этот год он не увидел «серьезного продвижения ни по работе с крупными налогоплательщиками, ни в части формулировании внятных и публично заявленных предложений по изменению федерального законодательства, ни в части экономии госрасходов».
«Предложение заключается в том, чтобы от слов перейти к делу. Слова «мы работаем» зачастую за собой скрывают отсутствие работы, и мы это прекрасно знаем», — признался Усс.
Он отметил, что госдолг края «возрос до критических размеров».
«Часть субъектов федерации стремится сокращать свой долг. Мы, судя по всему, никаких мер по сокращению госдолга либо не хотим, либо не в состоянии осуществить, потому что он настолько велик, что гасить его смысла нет. Одним словом, мы не в состоянии сокращать долг и ждем изменений федерального законодательства, а пока идем в том же русле, что и в прошлые годы», — сказал Усс.
Александр Усс: госдолг края настолько велик, что его невозможно погасить
Бахарь подтвердил, что радикальных изменений в финансовой политике региона в этом году не предвидится, а вот в следующем минфин края подготовит свои предложения — вот тогда все и изменится.
Депутат Всеволод Севастьянов вступился за Седова, заявив, что поднятый им вопрос правомерен.
«Являясь высшим должностным лицом края, губернатор должен в такие моменты присутствовать на сессии. Именно он определяет основную стратегию, и при его участии мы бы более плодотворно работали», — сказал Севастьянов.
Правительству он попенял за отсутствие программы социально-экономического развития края,
которую чиновники обещают вот-вот разработать уже много лет — да все никак не приступят.
«У нас нет этой программы, поэтому имеем что имеем. Но мы не можем жить «как кривая вывезет». У нас нет налоговой политики, отсюда возникают проблемы с политикой бюджетной», — сказал Севастьянов.
Он напомнил, что еще в декабре прошлого года ЗС рекомендовало правительству к маю 2013 г. подготовить предложения о целях и задачах бюджетной политики. Однако их так и не появилось.
«Нас каждый раз ставят перед фактом — выкатывается бюджет с неопределенными направлениями, и деваться просто некуда», — посетовал Севастьянов.
Депутат Олег Пащенко, комментируя выступление коллеги, сказал, что «Севастьянов уже шестнадцатый год твердит об этой стратегии», однако ее все нет и нет. Сам же он пожаловался на то, что у власти никто ни за что не отвечает.
«Нет у нас ответственности, она размыта, нет единого ответственного за то или иное направление. Ответственного главного нет у нас в зале. Все, что в крае сделано хорошего, — это исполнительная власть, все плохое — это депутаты», — сокрушался Пащенко.
Депутат Марина Добровольская предложила сокращать дефицит за счет чрезвычайно расплодившихся госслужащих.
«Как в условиях крупного дефицита рассматривается вопрос о сокращении чиновничьего аппарата? Раньше, когда я была маленькая, правительству хватало одного здания, где люди делали свое дело. Сегодня у нас вся улица Мира занята недвижимостью правительства», — вспомнила детство Добровольская.
Марина Добровольская: раньше чиновники помещались в одном здании
Бахарь расплывчато ответил, что некоторое сокращение служащих уже предполагается, и «это только первые шаги».
Похвалил правительство за более чем часовую дискуссию только вице-спикер Валерий Семенов — за открытость и своевременную организацию обсуждения проекта бюджета всеми заинтересованными лицами. По его мнению, выходом для региона в текущей ситуации является наращивание налогового потенциала края. К слову, председатель правительства края Виктор Томенко в ходе обсуждения сообщил, что исполнительная власть региона работает над предложениями по увеличению налогового потенциала. Рассказать о них планируется в конце декабря.
В итоге — несмотря на обилие критики — голосовавших против проекта бюджета в первом чтении среди депутатов не нашлось.
Фото А. Бурмистрова