21 мая в Красноярске состоялся круглый стол «Цена и качество бензина». Его участниками стали Павел Стабров, председатель Федерации автовладельцев России по Красноярскому краю, депутат Заксобрания Владислав Зырянов и редактор проекта «Бензиновая лихорадка» («Вести — Красноярск») Кристина Пырх.
Сразу скажем: о ценах говорили недолго. Может, потому, что их продолжительная «качка» закончилась пока в пользу автовладельцев: в середине апреля на красноярских АЗС цены были снижены (см. подр. «В Красноярске снизились цены на бензин»).
Правда, для острастки пару апокалиптических прогнозов эксперты все-таки сделали.
Так, Павел Стабров предрек подъем цен на АИ-92 до 50-70 руб. за литр в ближайшие два года, а если, как и планируется, автомобили будут переведены на газ, то заодно и его удорожание тоже.
Цены на бензин продолжат расти
Владислав Зырянов согласился с тем, что цивилизованного рынка нефтепродуктов в России нет, однако заметил, что «50 рублей — это, конечно, перебор». Сейчас главная проблема видится Зырянову (он особо подчеркнул — «как парламентарию и представителю партии власти») в том, что после вступления России в ВТО были лишены льгот местные сельхозпроизводители. Долгое время им продавали топливо по низким ценам (причем происходило это за счет нефтяников). Теперь нельзя — только денежные компенсации, порядка 400 млн, причем из краевого бюджета. Так вот, депутат «сильно сомневается», что край потянет такую сумму…
Главное, в чем сошлись оппоненты, — так это в том, что
российский топливный рынок регулируется не экономическими законами, а политическими соображениями.
«Практика показывает, что в регионах, где активность общественности высока, где в СМИ выходят критические материалы на тему «бензинового» ценообразования, — там стоимость ГСМ более стабильна, нет необъяснимых повышений и прочих экспериментов над потребителем», — заметил Стабров.
«Обычному человеку трудно объяснить, почему мы называем себя энергетической сверхдержавой, а АЗС у нас выкатывают цены, сопоставимые с американскими. Притом что в развивающихся странах нефтепродукты дешевле — как, соответственно, и все прочие товары и услуги, в которых есть «бензиновая» составляющая. Как это объяснить с экономической точки зрения? Да никак, чистая политика!» — поддержал его Зырянов.
В сущности, к призывам к гражданской активности свелось обсуждение и второй заявленной темы — качества бензина.
Тем более что представитель Центра стандартизации и метрологии на обсуждение не пришел, так что конкретными цифрами и фактами ни участники круглого стола, ни его организаторы практически не располагали. Так что компенсировать эту «недостачу» пришлось в основном лозунгами, сетованиями на существующую ситуацию и страшилками из жизни автомобилистов.
Вообще, как оказалось, инспекция Госнадзора по Красноярскому краю регулярно, по просьбе регионального правительства и в рамках сотрудничества с Роснефтью, проводит проверки только продукции Ачинского НПЗ.
Что касается контроля «обычных» предприятий, то по российскому законодательству проверять их деятельность планово можно не чаще чем раз в три года. Но и этого хватает, чтобы убедиться: 30% из них ведут деятельность с нарушениями. Правда, с чем конкретно они связаны — с качеством топлива или, допустим, с неуплатой налогов — из официального ответа ведомства не следовало…
И цена, и качество бензина оставляют желать лучшего
Кристина Пырх привела данные «народного» исследования, которое организовало представляемое ей СМИ. Как показали лабораторные анализы, из трех отобранных проб АИ-92 техническим требованиям не соответствовала ни одна. Более того, один из образцов вообще оказался 87-м бензином, да еще и с недопустимыми присадками…
Участники круглого стола долго еще делились разными историями из жизни — ужасными и прекрасными. Ностальгически вспоминали аромат бензозаправок Венесуэлы, который «совсем не такой, как наш ацетоновый». Рассказывали, как в морозы некачественное дизтопливо забивает свечи парафином, и их приходится менять едва ль не ежедневно. Мечтали о чудо-заправке, подобной той единственной, что есть в Москве — немецкой. Говорят, бензин там на три рубля дороже нашего, зато ездить на нем можно вдвое дольше... И опять же сошлись в главном:
качество бензина на местных заправках не повысится до тех пор, пока не будет ясных механизмов его контроля и структур,
которые бы его осуществляли на должном уровне, а заодно и рычагов воздействия на недобросовестных заправщиков.
А их нет.
«Одним из основных требований Федерации автовладельцев России является восстановление такого института, как топливная инспекция, — рассказывает Павел Стабров. — В свое время именно это ведомство достаточно жестко контролировало продавцов топлива, в масштабах края детально отслеживало его «путь» — производитель, перекупщик, заправка; выявляло, на каком именно этапе в цепочку «закрался» контрафакт. В 2005 году эта структура была упразднена — и альтернативы ей нет до сих пор».
По словам Стаброва,
сегодня автовладелец практически беззащитен в ситуации, когда ему едва ли не навязывают некачественный бензин.
Проверить, после какой конкретно заправки автомобиль вышел из строя, — нереально. Теоретически можно, конечно, вернуться на «подозрительную» АЗС (многие ли из тех, кто заправился на трассе и уже отъехал на приличное расстояние, захотят это сделать?), в присутствии оператора взять пробу, опечатать тару и только после этого отдать бензин на экспертизу.
И вообще, хорошо бы вооружиться всеми «сопутствующими» документами: чеками, заключениями из автосервиса, что машина «полетела» из-за бензина и т.д. Впрочем, даже после этого владелец заправки сможет вполне предсказуемо заметить, что неизвестно еще, что там в баке у испорченной машины было раньше…
Кстати, про автосервисы. В большинстве из них, даже если машина на гарантии, откажутся ремонтировать ее бесплатно, если поломка произошла из-за некачественного топлива: негарантийный случай.
Как рассказывает Стабров, у него на памяти есть лишь один эпизод, когда автовладельцу удалось довести дело до суда и взыскать компенсацию с заправки за испорченный автомобиль. Сей счастливец сам был юристом, ежедневно на протяжении долгого времени заправлялся на одной-единственной АЗС и все это время собирал чеки, подтверждающие этот факт… Однако, уверен председатель красноярского отделения ФАР, за юридической помощью в любом случае обращаться необходимо, иначе дело с мертвой точки не сдвинется вовсе.
Владислав Зырянов — сторонник более жестких мер. Кроме возрождения топливной инспекции он бы еще дал дополнительные полномочия УФАС, причем «силовые», или же призвал бы ей на подмогу соответствующие ведомства.
«В суде сейчас доказать ничего нельзя, так все забюрократизировано, — сообщил депутат. — А если мы действительно боремся за качество и здоровую конкуренцию, то пусть, не знаю, ФСБ телефоны, что ли, прослушивает у нарушителей».
Круглый стол заключил, что ситуация на рынке топлива зависит от активности водителей
Выступил он и за ужесточение наказания для недобросовестных продавцов топлива:
«За рубежом государство практически не пристает к предпринимателям с проверками. Но если он попался на нарушении закона, то распрощается и с репутацией, и с бизнесом, а то и со свободой. У нас же в подобных случаях ему ничего не будет грозить, кроме мелкого штрафа».
В общем, подвели итог круглого стола его участники, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и ситуация на рынке топлива зависит сегодня только от их активности.
«В конце концов, можно организовать массовый пикет автовладельцев у тех АЗС, где регулярно продают некачественный бензин, — с призывом к «коллегам» больше там не заправляться. Клиент, что называется, голосует рублем — может быть, хотя бы уход покупателей вразумит продавцов подделок», — подытожил Зырянов.