новость

Автодилеров заставят съехать на обочину

Любой автосервис сможет получить право на гарантийное обслуживание автомобилей, а все независимые автопродавцы — на поставку оригинальных запчастей. С такой инициативой выступила на днях Федеральная антимонопольная служба.
В результате официальные дилеры могут оказаться в минусе, рынок автосервисных услуг — расшириться, а обслуживание гарантийных авто — заметно подешеветь.

Вот только качество ТО при этом гарантировать будет непросто.

Запчасть
По мнению ФАС, оригинальные запчасти должны продаваться без ограничений

Выдвигая свои предложения, антимонопольщики сетуют, что жалобы от владельцев машин и участников рынка автомобильных услуг сыплются в ФАС в неимоверных количествах. У всех своя печаль: хозяева авто недовольны высокой ценой гарантийного обслуживания, продавцы запчастей — отказами дистрибуторов поставлять им оригинальную продукцию, официальные дилеры — несовершенством дилерских договоров и пр.

К тому же на рынке гарантийного ТО и продажи оригинальных запчастей налицо признаки нарушения конкуренции. Пока автомобиль находится на гарантии, его по требованию производителей приходится обслуживать только у официального дилера и с использованием только оригинальных запчастей. А значит, потребитель лишается права выбора и вынужден платить больше, чем мог бы отдать за ту же работу в каком-нибудь неофициальном автосервисе.

Известно, что цена на замену масла, тормозных колодок и прочих мелочей у «официалов» и мелких мастерских может отличаться в разы.

По некоторым оценкам, сервисное обслуживание, включая гарантийное, составляет для официальных автодилеров более половины дохода. Так что им идеи ФАС вряд ли понравятся. А вот в независимых автосервисах были бы рады. «Отношусь к этому предложению положительно, почему нет? — говорит Алексей Демин, заместитель директора автотехцентра „Премьер“. — Думаю, что рынок автоуслуг расширится, появится много новых предложений».

Есть, правда, и другое мнение. Николай Рыжов, генеральный директор автофирмы «Аvtoкаста», считает так: «На мой взгляд, гарантийным ремонтом должны заниматься только официальные дилеры. Если разрешения выдадут всем, мне кажется, порядка не будет. Дело в том, что на нашем рынке автосервиса очень много нечестных игроков. Проще говоря, в Красноярске уйма жуликов, которые, например, продают китайские запчасти под видом оригинальных». По мнению Рыжова, нововведения еще больше развяжут мошенникам руки.

Сама собой напрашивается мысль, что техобслуживание может значительно потерять в качестве. Алексей Демин, правда, с этим не согласен: «Разрешение на гарантийный ремонт и обслуживание для всех игроков рынка вовсе не означает потерю качества. Все зависит от самой компании, от приоритетов, которые она расставляет для себя».

Вопросы качества ремонта, техобслуживания и деталей вызывают опасения и у самих инициаторов изменений. Поэтому ФАС вносит сразу несколько предложений: ввести аккредитацию для сервисных центров и техрегламенты на обслуживание автомобилей, разделить вообще дилерство по продаже и обслуживанию машин и т. д.

Запчасти
В Красноярске уйма жуликов, продающих китайские автозапчасти
под видом оригинальных

Может, с учетом всего этого либерализация авторынка и даст положительный результат. Но пока возможные изменения в правилах гарантийного обслуживания и ремонта провоцируют массу вопросов. Несмотря на прогрессивные, в общем-то, намерения.

«С точки зрения демократизации общества, стремления к европейскому качеству жизни, я «за». Для клиента и участника рынка, предоставляющего услугу, не должно быть никаких барьеров. Если это профессиональный автосервис, люди умеют работать, делают все правильно, я не вижу препятствий к нововведениям, — говорит Алексей Сугак, генеральный директор компании ООО «КИА-центр Красноярск», официальный дилер марки KIA.

С другой стороны, отмечает наш собеседник, в России действует закон о защите прав потребителей, который очень жестко определяет обязанности продавцов, включая официальных дилеров. И непонятно, что будет делать независимый автосервис в случае, если клиент вдруг потребует замены неисправного автомобиля или осущест­вления еще каких-либо своих зафиксированных в законе потребительских прав.

Похожую точку зрения разделяет Александр Бычков, генеральный директор ООО ПКФ «КРАБ», официального дилера квадроциклов и снегоходов Arctic Cat, и в прошлом председатель Красноярской ассоциации дилеров иностранных производителей: «Мое частное мнение — я на 99,9% „за“. Все эти проблемы, связанные с потребительским экстремизмом, — пусть их решают новые игроки, которые хотят зайти на рынок. Я с радостью отдам все эти вещи под их ответственность. А качество? Если хотят оставаться на рынке, пусть занимаются и этими непростыми вопросами, проверяют сертификацию и так далее».

Помимо прочего, эксперты сомневаются и в том, что при обращении клиентов в неавто­ризованные сервисы стоимость обслуживания гарантийных авто снизится. «Что касается цены на гарантийное обслуживание, то, на мой взгляд, настоящее ТО не может стоить дешевле, — говорит Алексей Сугак. — Клиенты просто не знают, что входит в понятие такого сервиса у официальных дилеров, обязанных выполнять все требования производителей. Например, техобслуживание на 15 тыс. км.

Внешне это лишь замена фильтров и масла, но на самом деле — большой список работ, в котором есть и проверка отзывных акций, и оригинальная диагностика, и многое другое. Такого перечня услуг в простом автосервисе никто оказывать не будет, это в принципе невозможно, но если бы даже и было возможным — цена обслуживания из-за трудозатрат оказалась бы не меньше, чем у официального дилера».

Сервис
Хорошее техобслуживание не может стоить дешево

Гендиректор «КИА-центр Красноярск» резюмирует: «На месте инициаторов изменений я бы не стал разрушать сложившуюся за 15 лет систему дилерской работы: разрушить легко, а создать что-то новое, работающее эффективно, намного сложнее».

В ФАС планируют уже осенью создать экспертный совет и все предложения, которые будут поступать от заинтересованных лиц, обсудить в подробностях. И лишь затем отпустить рынок автосервиса на волю. Если получится. «На мой взгляд, все это нереально, — считает Александр Бычков. — Антимонопольщикам, похоже, просто нечего делать. Зря гоняют воздух».

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).