2 ноября новый руководитель департамента транспорта администрации Красноярска Сергей Скибук поведал депутатам горсовета о стратегии развития городского общественного транспорта. Как выяснилось, стратегия такая есть, и весь вопрос в финансировании отрасли.
В ходе обсуждения депутаты посоветовали чиновнику подумать над привлечением коммерсантов к финансированию ремонтов остановок и разобраться с убыточностью муниципальных перевозок — по словам Скибука, для их работы «в ноль» тариф на проезд нужно поднять до 18,5 руб.
Чиновники мечтают о 18,5 руб. за проезд в муниципальном транспорте
Свой доклад на комиссии горсовета по экономическому развитию новый руководитель департамента начал с утверждения, что развитие транспорта не может рассматриваться в отрыве от концепции развития города в целом.
«Такая концепция принята горсоветом в октябре 2011 г., в ней мы выделяли приоритеты по развитию транспортной инфраструктуры, которые необходимо реализовать до 2015-го и до 2020 гг.», — сказал Скибук.
Сейчас 30% перевозок в городе обеспечивают муниципальные предприятия, остальные осуществляют коммерческие структуры.
Концепция предусматривает увеличение доли муниципалов до 50% — именно столько нужно, чтобы перевозки не встали даже в том случае, если все коммерсанты в один день откажутся выходить на линии.
По словам Скибука, в Красноярске насчитывается 1,2 тыс. единиц подвижного состава, 980 выходят на линии ежедневно. У 237 городских автобусов есть проблемы с вместительностью — в основном это пазики, корейские Hyundai и им подобные. 290 автобусов эксплуатируются более 10 лет, при этом в городе работает и транспорт старше 20 лет.
Одна из проблем городского автопарка — малая вместимость автобусов
В связи с этим и для увеличения доли муниципальных перевозок требуется провести обновление парка для пассажирских перевозок.
«В концепции у нас намечалось до 2015 г. приобрести 269 автобусов, 78 трамвайных вагонов и 125 троллейбусов, на 4,1 млрд руб. Плюс в 2015 г. и далее еще 40 автобусов, 31 трамвайный вагон и 55 троллейбусов, что позволило бы нам иметь более безопасный и качественный транспорт», — сказал Скибук.
По его мнению, обновление «латаного-перелатаного» подвижного состава позволит, в частности, повысить привлекательность у населения троллейбусов и трамваев (см. подр. «Красноярский трамвай попал под депутатов»). И тому уже есть пример
— в недавно купленных троллейбусах пассажиропоток значительно выше, чем в старых и холодных.
В концепцию развития транспорта заложены и средства на инфраструктуру — промежуточные и конечные остановочные пункты. На промежуточные нужно потратить 397 млн руб., из них 99 млн в мэрии планируют заложить уже в 2013 г. Предусмотрено программой и 630 млн на развитие транспортно-пересадочных узлов, однако, как признал Скибук, «в этом направлении пока ничего не сделано».
В будущем же в городе планируется оборудовать пересадочные хабы для пассажиров — это позволило бы сократить длину маршрутов,
которая сегодня достигает 39 км, и количество транспорта, двигающегося по параллельным маршрутам. «Нужны площадки, нужно их проектировать и обустраивать», — отметил Скибук.
Уже в следующем году в рамках концепции в департаменте планируют внедрить систему оповещения пассажиров о прибывающем транспорте при помощи интернета и смс-сообщений.
«Мы просим 5,5 млн на 2013 г. на модернизацию существующего оборудования и программного обеспечения, которое позволило бы нам обеспечить электронную карту города с системой информатизации пассажиров», — сказал Скибук.
Еще 150 млн требуется на внедрение системы видеонаблюдения в салонах пассажирского транспорта.
Основной проблемой в развитии отрасли Скибук назвал недофинансирование — средства туда поступают от оплаты проезда пассажирами и субсидирования выпадающих доходов.
«Вопрос с тарифами социальный, все время идет их сдерживание, хотя все течет и меняется, и у нас наблюдается хроническое недофинансирование. Методологические расчеты говорят о том, что тариф должен на самом деле быть выше. Мы у нас просчитывали в департаменте, что при тарифе в 18,5 руб. не потребуется никаких дотаций и субвенций при сегодняшней цене на нефтепродукты и сегодняшних зарплатах», — сказал Скибук.
Депутаты удивились — как же так выходит, что частники работают безо всяких субсидий и даже при старом тарифе держат 70% рынка?
Скибук пояснил, что частники работают на коммерчески привлекательных маршрутах с высоким пассажиропотоком.
А на те направления, где пассажиров мало, коммерсантов не заманить.
«У нас на сегодня свободно 28 маршрутов, на которые на протяжении полугода мы никого найти не можем. Например, на маршрут №30 ни одного перевозчика нет», — пожаловался Скибук.
В итоге забирать неприбыльные направления приходится муниципальным предприятиям. Под покрытие расходов, связанных с их обслуживанием, они и получают субсидии, значительная часть которых уходит на оплату налогов — ведь работают муниципалы «вбелую». В отличие от коммерсантов, которые, по словам Скибука, основную часть зарплаты выдают в конвертах.
«Как вы сказали, получается, что все коммерческие организации — это жулики, зарплату платят в конвертах, налогов не платят», — удивился депутат Владимир Колмыков.
«Наоборот, муниципальные все жулики, потому что коммерческие работают все с прибылью, а муниципальные почему-то в убыток», — поправил Александр Глисков
и указал, что знает несколько примеров, когда маршрут в руках частника был прибыльным, но при переходе к муниципальному перевозчику сразу превращался в убыточный. Он попросил Скибука серьезно проанализировать работу муниципалов в этом разрезе.
Частные перевозчики не хотят работать на маршрутах с низким пассажиропотоком
Депутат Наталия Фирюлина удивилась, почему коммерческие перевозчики, определяя маршрут, находятся в положении выбирающих и почему их никак не подключают к содержанию остановочных пунктов, которыми они пользуются наряду с муниципалами.
Она предложила Скибуку развивать коммуникации с частными перевозчиками и пообещала через полгода вернуться к этому вопросу в горсовете.
Итог обсуждению подвел депутат Андрей Селезнев — он констатировал, что у города есть концепция развития отрасли, но нет городской целевой программы и программы финансирования, к подготовке которой и пора переходить.