Красноярские торговые сети в ужасе от перспективы прихода в город компании «Ашан» — такой вывод напрашивается по итогам дискуссий и выступлений, состоявшихся в рамках первого Красноярского торгового форума.
Местные представители продуктового ретейла опасаются, что ничего не смогут противопоставить транснациональному оператору и будут вытеснены с рынка ценовым демпингом.
Приход «Ашана» уронит цены на продукты
И потому просят чиновников заступиться за местный бизнес, ограничив «иноземцев» в правах.
При этом часть красноярских экспертов предрекает местному продретейлу безоговорочный каюк, а другие считают, что и без помощи чиновников предприниматели смогут побороться с интервентами за покупателя.
Грядущее вхождение на красноярский рынок «Ашана» стало, пожалуй, главной проблемной темой первого Красноярского торгового форума.
Напомним, 17 февраля в рамках Красноярского экономического форума министр инвестиций и инноваций края Андрей Вольф подписал два соглашения, закрепляющие намерения о строительстве в Солонцах торгового комплекса «Торговый квартал», на площадях которого должен разместиться магазин «Ашан». Финдиректор компании «Ашан» Тьерри Леконт, комментируя подписание соглашения, выразил надежду, что компания «сможет предоставить клиентам более широкий выбор товаров и больше возможностей для совершения покупок», а также обеспечит в магазинах новые рабочие места (см. подр. «В Красноярске будут строить второй «Торговый квартал» с «Ашаном» на борту).
Уже в ходе торгового форума 22-23 марта среди предпринимателей активно муссировался слух, что помимо объекта в Солонцах французская корпорация нацелилась на пустующие площади (3173,6 кв. м) на Предмостной, ранее занятые клубом «Планета Красноярск».
Ходят устойчивые слухи, что один из магазинов «Ашан» разместится в «Планете Красноярск»
www.4geo.ru
Впрочем, подтвердить либо опровергнуть эту информацию ДЕЛА.ru пока не удалось. Так, в департаменте экономики мэрии сообщили, что никаких соглашений по этому поводу с «Ашаном» не заключалось, но
не исключили возможность выхода компании на площади «Планеты Красноярск», поскольку объявление о сдаче здания в аренду висит на его фасаде уже больше года.
В департаменте градостроительства сообщили, что на реконструкцию здания «Ашан» не заявлялся.
Исполнительный директор Ассоциации предпринимателей розничной торговли Сергей Новиков полагает, что «Ашан» «местные сети не убьет, но часть оборота себе заберет».
Транснациональные сети «выжигают» цены в регионах
«Эта компания входит в пятерку транснациональных торговых сетей, наряду, например, с Wallmart, а у них технология очень простая — технология выжженной земли.
Они приходят в регион, делают цену ниже некуда, ту, которую конкуренты не могут выдержать, и в радиусе 50 км выжигают вокруг себя все», — рассказал Новиков.
Он привел пример московских компаний (в Москве и Подмосковье у французов 26 магазинов), которые сетуют, что у них закупочная цена на «Кока-колу» на 11% выше, чем розничная цена напитка в «Ашане».
«Так как у них все контракты даже не федеральные, а мировые — с той же Coca Cola, например, — то нашим сетям конкурировать с ними невозможно. Французы задавят наше оптовое звено — звено поставщиков, — потому что у них не то что жесткие, а супержесткие условия по вхождению.
Какими бы хорошими ни были наши местные сети, но против таких монстров все бесполезно», — резюмирует Новиков.
В результате, по его словам, пострадает предпринимательская среда города. «У нас на сегодня 12-13% населения заняты в торговле. Этот пласт мы можем частично потерять. Бизнес отсюда уйдет, капитал отсюда тоже утечет — потому что, принимая во внимание структуру собственности, деньги будут выводиться даже не из региона, а из России».
По мнению Новикова, рыночными механизмами эту ситуацию не решить, «здесь должны включаться антимонопольщики». «В других регионах проводится политика защиты местных предпринимателей. Во всем нормальном мире такие магазины выносят за территорию города — тогда получается магазин выходного дня, хочешь дешево — поезжай за город. А если его расположат в центре города — кранты», — заключил Новиков.
Интересно, что выступавший в ходе пленарного заседания торгового форума генеральный директор «СПАР Руссия Б.В.» Алексей Павлов, представляющий в России другого транснационального оператора — голландскую продуктовую сеть SPAR, призвал красноярских предпринимателей не унывать и не бояться. «На форуме очень много говорили о приходе «Ашана» и о том, что он загубит всех местных предпринимателей. Мы верим в SPAR, что этого никогда не произойдет, потому что они приходят сюда поработать.
По-простому, по-русски сказать, они приходят сюда без души.
Хозяева этих больших бизнесов находятся очень далеко, они не чувствуют местного покупателя, не понимают местные привычки. Наши партнеры на территории России — это предприниматели, которые крепко стоят на ногах в своем регионе и с душой делают магазины. И тот сервис, о котором я говорил, — его не могут оказать на таком уровне федеральные игроки. Это могут делать только люди, которые близко находятся к своим покупателям и знают их в лицо», — сказал Павлов.
В ответ ему министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов язвительно заметил: «Спикер вселил надежду, что не все потеряно в связи с вашим приходом и приходом транснациональных игроков».
Депутат горсовета и по совместительству директор сети супермаркетов «Каравай» Эльвира Манакова, компания которой занялась открытием магазинов по франшизе голландской сети SPAR (см. подр. «Первый красноярский SPAR откроется в апреле»), также полагает, что у местных предпринимателей есть ряд конкурентных преимуществ перед федеральными сетями. «Качество, которое можно обеспечить на месте, федеральные сети не смогут обеспечить. И в этом плане я убеждена, что у нас есть преимущество. В последнее время только в России очень любят федеральные бренды. А в Европе и других странах на них практически уже не обращают внимания. Потому что
частные сети по соотношению цена/качество намного превосходят федеральные бренды», — сказала Манакова в ходе выступления на форуме.
Местным предпринимателям она посоветовала учиться. «Обострение конкуренции сейчас идет на всех региональных рынках, и это тренд торговли и общепита. Конкуренция идет, и понятно, что надо овладевать последними технологиями. Ретейлу в России всего 15 лет, а может, и меньше, поэтому надо учиться в Америке и Европе, наверстывать упущенное. Иначе, когда начнется действительно сильная конкуренция, а это случится года через 2-3, когда сюда зайдет и «Магнит», и Х5, и другие сильные игроки, тогда будет действительно сложно», — сказала Манакова.
Если «Ашан» откроется в центре Красноярска, бизнес основных местных ретейлеров умрет
Говоря об «Ашане», она, как и Новиков, высказалась за то, чтобы на нормативном уровне уравнять в возможностях федералов и местный бизнес. «Вся наша локальная торговля выросла в условиях свободного рынка. И поэтому есть понимание, что просто запретить входить им нельзя.
Но должны быть созданы какие-то равноправные условия — если в регион заходит крупнейший федеральный или транснациональный игрок, нужно, чтобы и про местных игроков здесь тоже не забывали, выделяли бы им какие-то площадки и так далее на равных правах. И если это большие площади, то они, конечно, лучше размещать за территорией города, чтобы не создавать транспортных неудобств», — заключила Манакова.
Однако, по мнению эксперта, пожелавшего остаться неизвестным, в случае если французам удастся открыть «Ашан» в центре города,
«Красный яр» умрет наполовину, а «Командор» мы потеряем совсем».
Перспективы «Каравая» эксперт оценить затруднился из-за начала работы последнего со SPAR.
ссылка на комментарий
Татьяна Павловская
Генеральный директор сети гастрономов «Красный Яр»
Приведенные автором цитаты из выступлений на первом Красноярском торговом форуме выглядят апокалиптично в основном потому, что вырваны из контекста. Никто никого не боится.
На самом деле на форуме шел серьезный разговор профессионалов отрасли о проблемах и перспективах ее развития. Обещанное появление в Красноярске «Ашана» вызывает не столько страхи — это не первый федеральный ретейлер, которые пытается закрепиться на нашем рынке, — сколько вопросы.
В том числе к властям региона: если соглашение с «Ашаном» действительно подписано, то почему основные игроки рынка узнают об этом постфактум, по сути, случайно? У нас ведь тоже есть свои долгосрочные планы развития, и мы должны их скорректировать с учетом выхода на рынок конкурента такого масштаба.
Важным вопросом, на который мы пока не получили ответа, является место возможного расположения «Ашана» в Красноярске. Если его действительно планируется разместить где-то в центре города, то мы, очевидно, получим транспортный коллапс, который затронет большинство горожан, вне зависимости от их интереса к новому гипермаркету.
Если же, как и большинство подобных проектов, «Ашан» расположится на окраине города, то и это приведет к коррекции транспортных потоков в этом направлении, которое тоже нельзя будет не учитывать.
Нельзя не признать, что перспектива выхода на красноярский рынок столь масштабного игрока, как «Ашан», безусловно, изменит ситуацию на этом рынке. Местным сетям ретейла, конечно, придется потесниться и всерьез задуматься о формах конкуренции с сетью федерального масштаба, которая для выхода на новый рынок, очевидно, сделает ставку на расширенный ассортимент продукции и демпинговые (в том числе и убыточные для себя) цены на нее.
Вместе с тем сложно представить, что появление в городе одного (двух, трех) гипермаркетов федерального масштаба способно резко снизить число клиентов, скажем, нашей сети, имеющей только в Красноярске почти 50 гастрономов. В конце концов, у нас налажены связи с местными поставщиками, мы делаем ставку на свежесть и экологичность продукции, и не факт, что многие предпочтут французское молоко красноярскому, даже если оно будет стоить дешевле.
Резюмирую: мы не требуем обнести Красноярск «великой сибирской стеной» и запретить появление в городе новых крупных федеральных проектов. Пусть приходят: конкуренция мобилизует и дисциплинирует. Но в такого рода вопросах нельзя принимать поспешные решения в закрытых кабинетах, они должны обсуждаться если не на общественных слушаниях, то с представителями отрасли.
А для этого требуется наличие стратегии развития отрасли в регионе, ясной и понятной для всех игроков рынка.