09.04.2011 День восьмой и девятый. Возвращение
Обратный путь всегда легче. Уже все знакомо, знаешь, где какие закавыки могут встретиться, и знаешь, как к ним подготовится. Даже сутки в автобусе от Байконура до Павлодара, далеко не в самых комфортных условиях, мы перенесли в этот раз гораздо легче.
Наконец-то, выдался первый спокойный день в Казахстане — в Павлодаре. Мы смогли не торопясь пройтись по городу. Во время прогулок нас принимали за иностранцев: уж не знаем почему, но уже не в первый раз. Кто-то спросил, не из Нэшнл Джиографик ли мы? Какая-то братва в кожанках и темных очках на 600-м «мерсе» поинтересовалась: «А вы с Дискавери, да?» В общем, все было хорошо...
Хотя в самом начале дороги домой, возникали опасения, что без проблем мы не доедем. Дело в том, что иностранцам в Казахстане нужно в течение 5 суток после прибытия в страну встать на учет в миграционной полиции. В течение календарных суток. Часть из нас прибыла в Казахстан 1 апреля вечером, остальные — на следующий день. 2-е и 3-е апреля — это выходные, к тому же мы постоянно находимся в дороге, и в города прибываем поздно ночью. 4-го мы в Байконуре. Там есть отделение миграционной полиции, но по понедельникам оно не работает. Остается последний шанс 5-го апреля. Но в этот день случился какой-то миграционнополицейский профессиональный праздник, и отделение опять не работало! 6-го нам надо уезжать, причем в 6 утра. Ждать до 10 утра не можем. По дороге заезжать — это время терять, к тому же неизвестно, будут ли там (например, в Кызылорде) приемные часы именно с утра. Засада.
Поиск в Интернете показывает, что за просроченную или неполученную регистрацию грозит серьезный штраф: на наши деньги минимум 12 тысяч рублей с человека. Плюс тебя не выпустят из страны, пока его не заплатишь. Ситуация складывается не самым приятным образом. В голове рисуется картина, как мы под покровом ночи ползем по контрольно-следовой полосе с сумками в сторону России...
Но затем мы берем себя в руки и подключаем административный ресурс. Обращаемся за помощью в российскую администрацию города Байконур, а те, в свою очередь, в МВД Казахстана. Пара часов ожидания, и все — праздничный миграционный полицейский ставит нам заветные штампы. Благодарим Любовь Сергеевну Брянцеву из пресс-службы города Байконура за оказанную помощь.
Тем не менее, встречи с границей мы ждали с опасением: из-за печального опыта прошлого раза. Но все прошло гладко. Без досмотров и проволочек. Пришлось, правда, на камере 3 раза показать момент запуска ракеты: когда пограничники и таможенники узнавали, что мы с Байконура, они просили хоть краем глаза взглянуть. Ну как же отказать в такой просьбе таким людям: сначала на казахской стороне, потом на нашей. Зато после этого хорошее отношение было обеспечено.
На российской территории сразу как-то и дышать легче стало, и березки такие симпатичные растут, и снег красиво лежит, и вообще пейзажи глаз умиляют. Родина... В такие моменты мы любим тебя особенно.
За пограничным постом происходит воссоединение с нашим красивым и комфортным автобусом и водителем Олегом. Он все это время жил в Карасуке и данный населенный пункт ему уже порядком поднадоел. Радуемся встрече, делимся впечатлениями. Едем дальше.
До Новосибирска добираемся без проблем к вечеру. По дороге попадаются странные надписи. Например, на обочине трассы «Хлеб и лес — не отделимы». Что авторы хотели этим сказать, не совсем понятно. Опять встретили табличку в поле с признание в любви к Оле. В Новосибирске на улице Петухова большой выцветший уже от времени плакат с аршинными буквами: «Да здравствует то, благодаря чему мы — несмотря ни на что». В общем, эта поездка оказалась богатой на странные надписи.
07.04.2011 День седьмой. Космический город
Вряд ли где еще в мире можно найти столь странное место, как город Байконур. Нет, никакой мистики здесь не происходит. Все дело в том, что Байконур имеет двойную юрисдикцию. С одной стороны, это казахский город, с другой стороны, на период аренды космодрома, он является российским городом. Здесь рассчитываются в рублях, законы тоже действуют российские. Есть представительства как наших государственных органов, так и казахских. Действует две полиции: российская и казахская, каждая занимается только своими гражданами. Причем если наша задерживает казаха, то вызывает своих казахских коллег, и наоборот. На автомобилях казахские и российские номера: у нас код региона 94.
Сам город небольшой — всего 70 тысяч жителей. Обойти можно вдоль и поперек за пару часов. Что мы, собственно, и сделали: гуляли по нему до запуска и на следующий день. Улицы просторные, чистые. Главный проспект Королева заканчивается уютной аллеей — она носит неофициальное название Арбат. Это основное место для прогулок у местного населения. Здесь располагаются несколько кафе, магазинчики. Далеко не у всех, но у многих заведений есть тематические названия: кофейня «Звездное небо», бильярдная «Буран». На витринах и на входе всех заведений плакаты с портретом Гагарина и надписью «50 лет полета первого человека в космос».
Рядом протекает речка Сырдарья — конечно, не наш Енисей, масштабы не те. Но тихо, спокойно. Мангал бы сюда, шашлычки...Эх...
В городе много парков: специально для этого дела разработана система мелиорации — между деревьев проложены трубы, по которым поступает вода.
Много памятников, причем не просто бюстов, есть макеты ракет в натуральную величину, самолетов, есть стелы. Больше всего впечатлила ракета «Союз» на проспекте Королева. А на стене возле стелы Покорителям космоса, выполненной в известной советской манере, помимо ракет и космонавтов изображена летающая тарелка и инопланетный человечек. Может здесь зашифровано какое-то секретное послание о контактах с внеземными цивилизациями?
Близость к космосу не сделала жителей Байконура атеистами. В городе замечены православный храм, мечеть (рядом с городом за КПП) и...Церковь Христиан Веры Евангельской.
Есть школы, филиал МАИ, рынок, кинотеатр, даже ночные клубы есть. В общем, на взгляд гостя, жители Байконура не обделены основными городскими радостями.
К сожалению, насладиться ими в полной мере нам было не суждено. Нас снова звала дорога. Впереди был долгий путь обратно. Нам предстояло сделать двойную норму и доехать от Байконура сразу до Павлодара (а это 1600 км), так как наши нанятые казахские водители очень торопились: 8-го апреля им нужно быть в Астане. Мы пошли им навстречу — а куда деваться, другого транспорта не найти. В итоге до Павлодара мы добирались практически сутки — 23 часа 30 минут. Вымотались изрядно.
На участке от Кызылорды до Джезказгана снова пробили колесо, что не удивительно, учитывая состояние дорожного покрытия, а вернее отсутствия оного. Там же видели очередную аварию — в овраге глубиной метра три на боку валялся КамАЗ. Очевидно, объезжал ямы по обочине и попал на самый край, на мягкий грунт. В кабине никого. Судя по всему, с водителем все в порядке. Три раза нас останавливали местные сотрудники ГАИ. Узнав, откуда едет автобус, один из казахских гаишников спросил нашего водителя: «Космонавтов везешь?» Ну что ж...В какой-то мере причастными к этой сфере мы себя теперь ощущаем...
06.04.2011 День пятый и шестой. Поехали!
Очень сложно прочувствовать значимое событие, если оно происходит в короткий промежуток времени. Ждешь, например, Новый год, готовишься не один день, а у тебя, буквально, одна секунда на то, чтобы понять и оценить момент. Но если Новый год мы отмечаем регулярно, и шанс потренироваться в его встрече есть, то будет ли в нашей жизни возможность увидеть запуск ракеты своими глазами — еще неизвестно. Поэтому понятно, какое волнение мы испытывали на космодроме.
Все началось с вечера 4 апреля. К 22 часам мы прибыли в Центр подготовки космонавтов Байконура к гостинице «Космонавт». Отсюда начинается путь всех экипажей на запуск. Здесь они садятся в автобус и едут на космодром. Вечер. Толпа журналистов и сотрудников Байконура стоит у входа. Все в ожидании. Наконец, включают песню «И снится нам не рокот космодрома». Это традиция. Космонавты выходят из гостиницы. До автобусов идти метров 30. Вспышки фотокамер, аплодисменты, пожелания удачи. Все происходит довольно быстро. Улыбки, приветственные жесты.
После этого едем на космодром. Большая часть провожающих — на площадку перед монтажно-испытательным корпусом РКК «Энергия», где экипаж будет докладывать госкомиссии. Группа операторов, в числе которых и наш Денис Иванов, отправляются на одевание скафандров. В изолированном помещении за стеклом идут последние приготовления, проверка снаряжения. С другой стороны стекла за этим наблюдают операторы и родственники космонавтов.
В это время остальные ждут на улице — на невысоких помостах вокруг площадки. Холодно. Несколько градусов выше ноля. Периодически ходим греться в автобус. Ожидание длится часа 2. Наконец, в час ночи сама площадка начинает заполнятся вип-гостями, генералами, родственниками. Космонавты уже в скафандрах появляются на улице, докладывают госкомиссии и садятся в автобус. Все занимает не больше минуты.
Снова ждем. На этот раз операторов: их увезли на стартовый стол, непосредственно к ракете — снимать посадку экипажа в корабль. Начинаем им завидовать. Часам к 2 к нам присоединяется наш Денис. Делится впечатлениями: в реальности ракета даже вблизи не такая большая, как представляется.
Космонавты уже в корабле. В течение 2 часов они будут тестировать все системы и готовиться к взлету. Мы в это время гуляем по наблюдательному пункту. Он находится в 1,5 км от старта. Под навесом две площадки, огражденные перилами. Рядом есть кафе, где можно погреться и попить чай. Цены совсем не космические: 10 рублей за стакан. Есть пирожки, бутерброды и даже пиво и более крепкие напитки. Рядом на улице лоток с сувенирами: магниты, марки, конверты, книги. Народ бродит туда-сюда, мерзнет, греется, опять мерзнет. Вместе с коллегами с других телекомпаний выставляем камеры. Посматриваем на кажущуюся совсем маленькой ракету и на часы.
Ближе к 4 утра напряжение нарастает. До старта остается совсем немного времени. Толпа уплотняется. Стоим плечом к плечу, штатив к штативу. Отойдешь — место потеряешь. Ждем. 10 минут...5 минут...Вдруг от ракеты отходят фермы. Несколько секунд ничего не происходит. Затем появляется слабый свет... становится все ярче и ярче... нарастает грохот... Звуковая волна проходится по всему телу. Звук прямо ощущается. Сноп пламени перед глазами. Корабль отрывается от земли, за несколько секунд уходит в небо и превращается в точку. Народ аплодирует, кричит пожелания удачи. В этот короткий промежуток времени пытаемся не только снять это на фото и видеокамеры, но и зафиксировать в памяти, прочувствовать происходящее. В этот момент приходит понимание, что ты был свидетелем События. Понимаешь, что эти 10-20 секунд — они стоили бессонной ночи, всех тех тревог и волнений, всех этих неудобств, этого бездорожья и 3 тысяч километров пути.
04.04.2011День третий и четвертый. Добро пожаловать в Казахстан
Море и океан. Вроде бы одно и тоже: и там, и там — огромная масса воды. Но когда смотришь на всю эту воду, стоя на берегу, просто физически ощущаешь разницу, и чувствуешь, как океана много.
Тоже самое можно сказать и про степь. У нас, в России, она тоже есть — пожалуйста, Хакасия под боком. Но только в Казахстане можно по-настоящему почувствовать, что такое Великая Степь. В течение 2 дней, пока мы добирались до Байконура, пейзаж за окном практически не менялся. Только степь, в которой изредка попадаются деревца, а еще реже — какие-то строения. И ты понимаешь, что такая картина — на многие сотни километров вокруг.
Путь до Джезказгана выдался тяжелым. Почти тысячу километров от Павлодара мы ехали 16 часов! Дорога — вся в заплатках. К тому же под вечер начался снегопад, и ехать стало совсем непросто. Проехали Караганду. В это время жаждали, чтобы нам кто-нибудь позвонил и спросил: «Ты где?», на что мы с полным правом могли бы ответить сакраментальное «В Караганде!» Что интересно, в таких случаях отвечают сами жители этого города? Караганда не впечатлила. Очень промышленно, серо и мрачно. Грязно-серые дома. Только в центре заметили некое подобие уюта.
В Джезказган прибыли в 5 утра. Уставшие, глаза закрываются на ходу, голова словно свинцом налита. Поспали всего 5 часов, и снова в путь! А жаль, за все время это была самая комфортная гостиница с тематическим названием «Космос». И за какие-то смешные деньги — 800 рублей за 2-местный номер. Цены в Казахстане вообще радуют: литр 92-го — 18 рублей (90 тенге), обед на четверых — максимум 500 рублей (2500 тенге), проезд на автобусе в Павлодаре — 7 рублей (35 тенге).
В Джезказгане купили новую резину на заднее колесо для автобуса: пробили в дороге. Еле нашли шиномонтажку — в воскресенье они все закрыты.
Впереди был самый сложный участок пути: 426 км до Кызылорды. На этом отрезке нет заправок, нет ни одного населенного пункта, нет сотовой связи. И асфальта тоже зачастую нет — либо его жалкие остатки, либо гравийка. Почти половина пути прошла в жуткой тряске. Скорость движения — максимум 70 км в час, зачастую — меньше. Машины встречаются раз в час. На обочинах валяются пробитые шины. Видели разбитую машину — судя по всему, улетела с трассы и пару раз перевернулась. В автомобиле — никого.
К счастью, мы проехали этот участок без происшествий. После Кызылорды дорога особо не улучшилась. Как нам сказали водители, здесь строится трасса, которая соединит Европу и Западный Китай. Возможно, в скором будущем это будет суперсовременный хайвэй, но пока что это грунтовая дорогая с огромными ямами и колеями. По ней мы ехали еще 250 км., пока, наконец, не добрались в 12 часу ночи до цели нашего путешествия — Байконура. Первые 3 тысячи километров пройдены, из них половина — казахское бездорожье. Впереди — космодром и бессонная ночь перед запуском.
02.04.2011 День второй. Приключения начинаются
Мысль материальна. Не успели мы подумать, что как-то размеренно идет наша поездка, как сразу получили приключений на свою голову. На границе нас огорошили новостью: у автобуса нет разрешения на международные перевозки пассажиров. Дальше ехать на нем мы не можем. А разрешение делается в Красноярске в течение 45 дней. Нужен новый транспорт. Отступать не имеем права. Позади не только Москва, но и все остальные города России.
В итоге передовой отряд в лице Александра Прудникова и Александра Кацева переходит границу пешком и на попутном транспорте отправляется в казахский Павлодар искать замену автобусу. Остальные возвращаются ждать в российский Карасук.
На автовокзале в Павлодаре не успели мы с Александром сделать шагу, как нас попросили пройти в местное отделение полиции, и началось…Такого тщательного досмотра еще не приходилось испытывать: перетрясли все отделения в рюкзаках, все карманы в куртках, прощупали все швы, посмотрели каждый предмет. В общем, мы в полной мере ощутили на себе, что испытывают «лица южной национальности» в наших краях. Не самые приятные впечатления. Нас сразу предупредили, что ножи запрещены к ношению. Слава Богу, их не оказалось.
На автовокзале в платном туалете надпись: «Умыться, побриться, помыть фрукты стоит 25 тенге». Идем в магазин поздним вечером. Округа полна подвыпившей молодежью. Где-то орут: «Ну ударь меня! Ну!»…А в это время коллеги на российской стороне в Карасуке в течение полутора часов ждут, когда им принесут ужин в местном кафе. Персонал танцует под группу «Любэ».
В Павлодаре 2 часа плотно общаемся с телефоном. Ищем транспорт. Варианты отваливаются один за другим: у кого-то не готовы машины, кто-то просит слишком много денег. Наконец, находим автобус за разумные деньги. Тоже «Мерседес Спринтер», только постарше. Водитель готов ехать. Уф…
На следующее утро команда воссоединяется: на микроавтобусе с границы прибывают оставшиеся коллеги. Утренний Павлодар производит более приятное впечатление. Просторные проспекты. Тротуары шириной с наши улицы. Чисто. Надписи дублируются на русском и казахском. Периодически встречаются плакаты за Назарбаева: завтра выбирают президента. Город по архитектуре от Красноярска или Новосибирска практически не отличается. По дорогам ездят сильно потрепанные жизнью авто: старенькие «мерсы» и «ауди».
Едем дальше. Впереди Джезказган и почти тысяча километров пути.
01.04.2011 День первый. Разминка
Парадокс. Если до цели всего один день пути, то это воспринимается как полноценное путешествие, со своим началом и кульминацией, со множеством впечатлений от мелькающих за окном картин. А когда дорога предстоит дальняя и долгая, то первый день особо и не замечаешь. Пока все знакомо и понятно, и в нетерпении ждешь дня следующего.
Так и у нас. Дорога до Новосибирска в плане событий и впечатлений прошла ровно. В Кемерово запомнились «резкие» светофоры: с красного они сразу переключаются на зеленый. Таким образом, на желтый тут не проскочишь. А в Новосибирской области озадачили дорожные знаки с надписями: «Автострада контролируется вертолетами ГУВД». Серьезный подход. Так и хочется дописать: «Нарушители сбиваются управляемыми ракетами». Ценники на заправках пробуждают в нас чувство зависти: 92-й стоит 20,50 – 21,50.
Едем дальше. Впереди – государственная граница.
31.03.2011 На низком старте
Так-с, штатив, еще один, камера, провода, еще камера, аккумуляторы, сумки, сумки, сумки...Как бы не запутаться в этом ворохе вещей, как бы не забыть в пылу сборов кассеты или микрофон. До старта автопробега Красноярск — Байконур остаются считанные часы. Баки залиты топливом, все узлы в автомобиле проверены, пояса подтянуты, спина расправлена, глаза гордо смотрят в сторону границы с Казахстаном.
А смотрят в том направлении ровно 10 человек.
Съемочная группа: Дмитрий Астафьев, редактор программы «Коробка передач», Александр Прудников, корреспондент программы «Дела», Денис Иванов, оператор, и Александр Кацев, режиссер.
Также в автопробеге участвуют: ученики Аэрокосмической школы Николай Маханьков и Семён Зоммер, студент СибГАУ Станислав Аникевич, преподаватель СибГАУ Елена Никитина, автопутешественник и энтузиаст космоса Николай Телятников, а также водитель нашего средства передвижения Олег Пасынков.
Ну что ж, посидим на дорожку. Сакраментальная фраза «Поехали!» вот-вот готова сорваться с наших уст.
28.03.2011 «Гагарин» снова в космосе!
Мы ездили на танках и лошадях, летали на вертолетах и самолетах, но тест-драйв настоящего космического корабля... — этого нам делать еще не приходилось!
31 марта программа «Коробка передач», выходящая на телеканале «СТС-Прима», при поддержке сотового оператора компании «ЕТК» отправляется в автопробег Красноярск-Байконур на запуск пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-21», посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Союз ТМА-21 стал первым кораблем этой серии, получившим персональное имя — «Юрий Гагарин».
Мы не обещаем, что помашем вам с орбиты, но о своих впечатлениях от почти 6 тысяч километров пути до космодрома и обратно, о том, чем живет сейчас Байконур, как идут дела у отечественной космонавтики — мы обещаем рассказать. И, конечно, возьмем интервью у космонавтов и покажем сам запуск!
Следите за нашими передвижениями и сообщениями на сайте ДЕЛА. ru, смотрите регулярные отчеты о происходящем в Новостях телеканала «СТС-Прима», читайте оперативные сводки со стартовой площадки в Твиттере.
3... 2... 1... Поехали!...
55.374861, 86.137361