15 сентября руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев презентовал в Москве проект поправок в закон о госзакупках. Это альтернатива представленному 1 сентября министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной проекту закона «О федеральной контрактной системе», согласно последней статье которого с момента опубликования этого закона 94-ФЗ должен перестать существовать.
В ФАС же настаивают, что действующий закон нужно сохранить, при этом основательно доработав — предложенные Артемьевым поправки занимают более 70 страниц. В частности, как пишет Газета.ru, предлагается для борьбы с фирмами-однодневками, которые выигрывают заказы с помощью демпинга, увеличить размер финансового обеспечения, которое компании должны вносить в качестве гарантии исполнения заказа: при снижении цены на 30% антимонопольная служба предлагает увеличивать требования к резерву.
Другую проблему — отрыв заявленных цен от рыночных — в ФАС предлагают решить, создав дополнительную службу, которая бы эти цены мониторила. Одновременно антимонопольщики настаивают на законодательном ограничении закупок чиновниками товаров премиум-класса. Например, ограничения на покупку автомобилей могут быть установлены как по цене машины, так и по техническим требованиям к ней.
Предложенные поправки частично пересекаются с предложениями Минэкономразвития, например, в части борьбы с демпингом. В законе предложено прописать требование к поставщику — после снижения цены более чем на 25% обосновывать эту цену. Кроме того, оба ведомства предлагают ввести в госзаказ систему планирования и настаивают на предквалификации поставщиков при закупке сложных и дорогостоящих товаров.
Согласованный проект, который и решит дальнейшую судьбу 94-ФЗ, должен появиться к 1 ноября. Подготовит его специальная рабочая группа, созданная по решению первого вице-премьера Игоря Шувалова, причем работа будет вестись на основе того проекта, что предложило Минэкономразвития, но с учетом предложений ФАС.
Каким образом чиновники рассчитывают привести к одному знаменателю документы, в основе которых лежит принципиальное противоречие (сохранение и доработка закона либо отмена закона и создание нового) — решительно неясно. Однако то, какой документ взят рабочей группой за основу, уже намекает, что 94-ФЗ может не дожить и до Дня народного единства.