Автомобильные дилеры направили в УФАС России обращение с просьбой защитить от неправомерных, с их точки зрения, действий иностранных автопроизводителей.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась в ФАС с просьбой проверить договоры, заключаемые с дистрибьюторами автомобилей, на их соответствие антимонопольному законодательству.
Причинами стали, во-первых, слишком жесткие условия, которые выдвигают дистрибьюторы при заключении договоров; а во-вторых — явное неравноправие сторон в плане соблюдения положений этих самых договоров.
Так, например, обязательным требованием для заключения контракта является строительство дилерского центра, соответствующего всем запросам поставщика. Построить его в Москве стоит порядка 5млн долларов, в регионах — немногим дешевле, но главное, что договор при этом заключается на небольшой срок (обычно на год) и может быть расторгнут дистрибьютором в одностороннем порядке.
За дистрибьютором, кроме того, остается право изменять планы по поставкам дилеру автомобилей и запчастей, требовать приобретения комплектующих только у себя или у рекомендованных им поставщиков. И наконец, дистрибьютор, как правило, не несет ответственности за нарушения условий договора, так же как и ответственности за качество автомобиля перед конечным покупателем.
Жесткие условия и одновременно не стопроцентная обязательность выполнения договора дистрибьютором, который зачастую является безальтернативным поставщиком авто определенной марки, существенно осложняет жизнь дилеров и в то же время создает для них риск потери крупных финансовых вложений.
Как сообщают «Ведомости», заявление в ФАС было одобрено в конце августа на совете РОАД. Опрошенные ДЕЛА.ru красноярские автодилеры на своих партнеров жаловаться не стали, заявив, что стабильно работают с ними уже много лет и без проблем.
«Дилерские договоры действительно объемны, и условий сотрудничества в них прописано очень много, — рассказал ДЕЛА.ru Анатолий Тартаковский, директор компании «Сакура Моторс». — У каждого из поставщиков свои представления о том, какие требования предъявлять к партнерам. Могу лишь сказать, что по отношению к европейским дилерам эти требования явно мягче.
Например, на Западе дилерские центры — это чаще всего довольно скромные сооружения, а не как у нас — дворцы из стекла и бетона. Возможно, связано это с тем, что российский авторынок еще очень молод и неустойчив, а европейский, со своей столетней историей, стабилен, прозрачен, предсказуем и надежен. С другой стороны, никто ведь ничего никому не навязывает и быть официальным дилером не заставляет. Не устраивают тебя условия договора — ну так и не надо его заключать».
В УФАС России пообещали изучить ситуацию. И даже если в действиях дистрибьюторов не обнаружатся явные нарушения закона «О защите конкуренции», антимонопольщики готовы обратиться в правительство с предложением дополнить закон «О торговле» положениями, регулирующими взаимоотношения дилеров и дистрибуторов, например в части увеличения срока договоров.