Российским бизнесменам инновации не помогают, а высокие страховые взносы не мешают.
В ближайшие три года 60% предприятий намерены обновить оборудование, чтобы удержать внутренний рынок. Планы насчет завоевания внешнего строят немногие. Таковы результаты опроса Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. В нем приняли участие 698 предприятий из 72 регионов, представляющие более 10 отраслей (каждое третье — из сферы машиностроения).
На внутренний рынок, как показал опрос, ориентирована большая часть российских предприятий: у 83% здесь сбыт, у 88% — основные поставщики сырья и оборудования. Здесь же и конкуренты: исключительно с российскими коллегами конкурируют 30% компаний, вовсе не имеют конкурентов в России лишь 7,5%. При этом последний показатель если и вырастет в ближайшее время, то несущественно: 36% опрошенных вообще не намерены расширять рынок сбыта в ближайшие пять лет, 38% будет делать это внутри страны, около 19% — в странах СНГ, 9% — в дальнем зарубежье.
Такие, мягко говоря, не слишком амбициозные планы вполне объяснимы: более двух третей респондентов оценивают состояние оборудования на своих предприятиях как среднее и плохое. При этом комплексную модернизацию за последние пять лет провели лишь 26%, а у 30% она последний раз имела место еще в советское время. Сколько-нибудь существенные инвестиции в приобретение технологий за последние 5 лет сделала лишь шестая часть опрошенных. Однако примечательно, как распределились внутри этой группы доли тех, кто имеет иностранных конкурентов, и тех, кто ориентирован исключительно на внутренний рынок. Первые вынуждены шевелиться активнее: 25% предприятий, конкурирующих с зарубежными коллегами, инвестировали в последние годы в модернизацию технологий серьезные средства. Среди тех, кто «соревнуется» только с россиянами, таких набралось всего 10%.
В ближайшие три года внедрять зарубежные технологии намерены 17% респондентов, отечественные — 18,6%. Инвестировать в оборудование собираются 60% опрошенных.
До инноваций дело пока вовсе не дошло: внедрение инновационных технологий важным для успеха бизнеса считают лишь 10%. Собственные или заказные научно-исследовательские и опытно-конструкторские наработки есть у 39%. И здесь большинство также составляют компании, имеющие зарубежных конкурентов (металлургия, химпром, нефтехимия).
Повышать производительность труда за счет внедрения современных технологий или передовых методов организации труда предприниматели тоже не спешат: 64% и без того считают ее нормальной, и лишь 30% — низкой.
На вопрос, что является главным препятствием для нормальной работы и развития бизнеса, ответ был получен несколько неожиданный. Оказалось, что это вовсе не налоги и не рост соцвзносов (эти ответы оказались соответственно на 2-м и 5-м местах), а рост тарифов на электроэнергию. Этот фактор отметили как негативно влияющий на развитие производства 79%.
ссылка на комментарий
Геннадий Лубинец
Заместитель председателя отделения «Опоры России» по Красноярскому краю
В принципе, предпринимателям сложно найти финансовые средства на обновление основных фондов, в том числе и на покупку оборудования. Для малого и среднего бизнеса проблема очень актуальна потому, что там нет высокой доходности и прибыли, в отличие, например, от тех компаний, которые добывают нефть и газ. Я думаю, что если бы для бизнесменов предусмотрели банковские кредиты на длительные сроки и под малый процент, то они бы модернизировали своё производство.
Чтобы обновить на предприятии оборудование, нужны крупные капиталовложения. Под такие приобретения предпринимателям нужны кредиты. Но сейчас их обычно дают, во-первых, максимум на 5-7 лет, а, во-вторых, под 15% годовых и более. Многим бизнесменам такие условия кредитования тяжело потянуть. К этому ещё можно прибавить и новую систему налогообложения и увеличивающиеся тарифы, которые также являются для бизнеса дополнительными расходами. Ведь получается парадокс: с одной стороны власти пытаются помочь бизнесу, создают программы поддержки, а с другой — ежегодно повышают те же самые тарифы.