Госдума обсуждает очередную порцию поправок к закону об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции. Если они будут приняты, выпуск пива в ПЭТ-упаковке окажется под запретом.
Произойдет это начиная с 1 января 2013 года. Кроме того, депутаты предлагают запретить продажу пива ночью и в киосках (в любое время суток).
Сейчас в пластиковой таре выпускается около 50% российского пива, а рынок пластиковой упаковки в стране оценивается в $1,5 млрд.
Стоимость пива в ПЭТ ниже, чем классического бутылочного
При продаже в розницу стоимость пива в ПЭТ оказывается ниже бутылочного на 15%. Поэтому, считают пивовары, «отмена» пластика негативно скажется на спросе: обычно для продажи пива используется пластиковая тара большого объема (как правило, не меньше 1 литра), поэтому потребители волей-неволей покупают за один раз пива больше, чем купили бы в стекле. К тому же оно и дешевле выходит. А с удорожанием продукта часть его постоянных потребителей неизбежно «перейдут» на другие напитки. Хотя вряд ли откажутся от употребления алкоголя вообще.
Однако разработчики законопроекта, как оказалось, озабочены вовсе не здоровьем нации или экологическими проблемами (пластик не самый «чистый» в этом плане материал), а «гармонизацией законодательства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и создании единого техрегламента союза». В Казахстане ПЭТ-тара не используется, теперь под него должны подстроиться и Россия с Белоруссией.
При этом на Россию приходится около 2/3 всей ПЭТ-тары, производимой в мире, и после запрета на ее использование убытки выпускающих ее предприятий составят, по некоторым данным, $450 млн в год.
Из других нововведений – запрет на продажу пива крепче 5% нестационарными точками (ларьками, киосками и т.д.), а также ограничение времени его продажи периодом с 8 до 23 часов.
Впрочем, эти поправки новостью не стали: их депутаты обсуждали еще зимой, а сейчас к ним вернулись, чтобы «довести до ума». Из абсолютно нового – предложение об обязательном лицензировании и декларировании производства и оборота пива. И этот пункт, очевидно, войдет в финальную версию законопроекта, который сейчас находится на согласовании в правительстве.
Чем обернется принятие этих поправок для пивоваров? Крупные производители, естественно, «выкрутятся», пусть и с потерями. Но ведь они сегодня не единственные игроки «пивного» рынка.
«Я лично ничего плохого в пластиковой таре не вижу, тем более что она, в отличие от стекла или алюминиевых банок, легко перерабатывается, — считает Дмитрий Ляховский, директор красноярского пивоваренного завода «Баварское пиво».
— И еще вопрос: а законодатели предусмотрели вариант, когда пиво не выпускается расфасованным в ПЭТ-тару, а разливается в нее при покупке в розницу? Нет? А ведь так работают многие. Мы, например, продаем пиво на разлив в сертифицированной одноразовой пластиковой упаковке. Как быть нам и таким, как мы?
А вообще, считаю озабоченность депутатов Госдумы этим вопросом странной. Лучше бы наши краевые депутаты нашли способ поддержать местных производителей пива, чем ввозить в край отовсюду неизвестно что. Вот вам и развитие малого бизнеса, и налоги в краевой бюджет. А инициативу насчет того, чтобы не продавать пиво по ночам, поддерживаю. Кому надо, пусть днем покупает и пьет».
А Сергей Мастихин, директор красноярского представительства Братского пивоваренного завода, вообще считает, что любые ограничения — только во вред. Причем всем.
«Это касается и обязательного лицензирования производства и продажи пива, — рассказал ДЕЛА.ru г-н Мастихин. — Сейчас пивоваренная отрасль довольно крепко стоит на ногах, но что будет после введения лицензирования?
Небольшие торговые точки, маленькие пивоварни и т.д. — это ведь, кроме всего прочего, рабочие места, большая часть из которых неизбежно «потеряется» при утверждении таких поправок. А что касается потребителя, то ведь при желании всегда можно найти, чем «заменить» подорожавший или отсутствующий продукт, и примеров тому мы знаем немало. Только никому и никогда это не шло на пользу».
Добавим также, что беспокойство пивоваров вызывает и тот факт, что рынок стеклянной и алюминиевой упаковки на данный момент не готов к возросшему числу заказов. Однако, по мнению депутатов Госдумы, полутора лет, оставшихся до вступления закона в силу, будет достаточно для того, чтобы производители этих видов тары «подготовились» к новой ситуации на рынке.