В условиях кризиса как федеральные, так и региональные компании серьезно задумываются над оптимизацией своей деятельности. «Билайн», например, планирует сократить одну из самых больших статей операционных расходов. Как это может отразиться на клиентах компании и какие возможности заработать сейчас есть у собственников недвижимости, рассказал региональный директор Сибирского региона Сергей Козерод.
Сергей Козерод, региональный директор Сибирского региона компании «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»)
– В конце 2014 года руководители Сибирского региона сообщили о намерении изменить правила игры на рынке аренды площадок под базовые станции. Вы начали эти действия из-за кризиса?
– В части расходов на аренду технологических позиций компания начала эту работу задолго до того, как произошло повышение курса доллара. Нам необходимо оздоровить рынок, который мы сами и создали. Сейчас стоимость квадратного метра аренды на никем не используемой крыше в среднем в четыре раза больше, чем квадратный метр коммерческой недвижимости в хорошем бизнес-центре. На эти метры на крыше нет претендентов, кроме нас. И их стоимость встает поперек развития сети, а значит, сервиса для миллиона клиентов.
– Что значит «встает поперек»?
– Объем трафика, который проходит через сеть, за последний год снова вырос в два раза. Мы устанавливаем дополнительные базовые станции, чтобы сохранять качество сервиса. Мы не можем допустить остановку в развитии сети и тем более не допустим массового повышения цен на наши услуги из-за неоправданно высокой стоимости арендных платежей.
– Что вы предпринимаете, чтобы изменить ситуацию?
– Мы создали этот рынок, и мы будем его изменять. Мы сокращаем площадь аренды – оптимизируем оборудование, заменяя массивные конструкции небольшими термобоксами. Строим свои антенно-мачтовые сооружения и переезжаем на них. Расширяем сотрудничество с нашими корпоративными клиентами, у которых есть в собственности здания и сооружения. Когда цена необоснованно повышается, вовлекаем юридическую службу. Развиваем стратегическое партнерство с другими операторами – обмениваемся собственными позициями. И самое главное, ведем переговоры с существующими партнерами по приведению стоимости к адекватным ценам.
– Партнеры понимают сложившуюся ситуацию?
– Мы ищем точки пересечения. Кто-то понимает, что в нынешних условиях лучше сохранить этот доход, для получения которого ничего не нужно делать. Некоторые относятся к переговорам иррационально. То есть принципиально не желают привести стоимость аренды к адекватной цифре.
Более того, часто мы сталкиваемся с ситуациями, которые не вписываются в существующую экономическую реальность.
– В чем состоит экономическое противоречие?
– В то время, когда все арендаторы коммерческой недвижимости снижают цены, чтобы сохранить клиентов, мы только за два месяца 2015 года получили от своих партнеров 195 заявлений на повышение. Владельцы бизнес-центров и торговых центров с площадями, которые специально строились, чтобы их сдавали в аренду, снижают цены. А собственники зданий и сооружений хотят повышения в момент экономического спада. Ни одно из этих заявлений не будет удовлетворено.
– Как вы планируете решать эти вопросы?
– Все эти вопросы мы решаем переговорами. Если они не приведут к результату, мы разорвем сотрудничество.
– Собственники готовы отказаться от всего дохода?
– Иногда они готовы отдать его другим компаниям. В том числе своим конкурентам. В таких случаях мы перемещаем оборудование на новую позицию.
– Вы находите новых партнеров-арендодателей?
– Да. Там, где стоимость аренды завышена, мы демонтируем оборудование и переезжаем на новые позиции. Порой на это требуется несколько часов. Например, в Красноярском крае нам не удалось договориться о снижении завышенной стоимости аренды земельного участка. Мы за несколько часов с помощью крана-манипулятора перевезем оборудование на соседний участок. Пара часов работы, и мы в три раза снизим стоимость аренды.
– Но ведь не все оборудование можно погрузить на «воровайку»…
– Но в каждой ситуации можно найти решение, инструментов десяток. Мы сотрудничаем с другими операторами связи. Наше оборудование не занимает много места. Как правило, это всего 4–6 квадратных метра, поэтому существует возможность совместного размещения на одной площадке.
Обмениваясь позициями, мы в разы сокращаем издержки.
– Каким было максимальное уменьшение стоимости аренды?
– В одном из филиалов по шести площадкам нам удалось снизить стоимость аренды в 50 раз.
– Как такое возможно?
– Среди наших партнеров есть организации-монополисты. Их немного, всего три-пять. У них есть инфраструктура, которая при первичном развитии сети выглядела очень привлекательной. Доля затрат на их аренду огромна. Порой 20% всех позиций, которые они нам предоставляют, создают нам половину всех расходов на аренду. При этом их стоимость продолжает повышаться. Скорее всего, у партнеров есть свои мотивы, но мы по этим правилам играть не будем. Их дополнительный доход также уйдет к более гибким арендодателям.
– Кто чаще всего становится арендодателем?
– В городах это в первую очередь коммерческие предприятия. Им выгодно сдавать нам крыши зданий и сооружений. Мы не используем полезную часть помещений арендодателя, которую он может сдать по коммерческим ценам. Фактически для компаний это уникальный доход, который больше никто не сможет им обеспечить. При этом мы обеспечиваем качественной связью и интернетом самих арендодателей.
В условиях экономической нестабильности, когда каждый рубль на счету, мы даем им возможность заработать вместе с нами. И активно расширяем число таких партнеров.
– Каким образом вы привлекаете к сотрудничеству коммерческие предприятия?
– Мы запустили новый раздел корпоративного сайта beeline.ru, посвященного поиску новых площадок для аренды технологических позиций под размещение оборудования связи. Раздел «Аренда позиций» расположен в части «Партнерам». Это самый прозрачный инструмент при обращении в компанию. У сотрудников есть жесткие сроки обработки заявок. Они делают это в течение шести дней, а потом связываются с арендодателями. Если площадка нам подходит, мы начинаем переговоры. Если сейчас в этом месте работает базовая станция, мы рассматриваем возможность оптимизировать стоимость аренды существующей площадки.
– То есть вы создаете ситуацию, когда организации конкурируют за ваш бюджет?
– Совершенно верно. В момент, когда переговоры с существующим партнером заходят в тупик, мы используем альтернативный вариант. Не так уж сложно найти собственника, который готов предоставить в аренду пустующую крышу по цене в три-пять раз меньше.
– Почему существует такой разброс в цене аренды?
– Потому что на многие позиции мы заходили в начале 2000 года, когда сотовая связь еще считалась премиальным продуктом. За последние 15 лет цена одной минуты разговора снизилась в 17 раз. Аренда, как вы понимаете, при этом не снижалась, а только росла.
Новые партнеры смотрят на аренду другими взглядом. Но и часть старых партнеров тоже понимают, что ситуация изменилась.
– Какими площадками должна владеть организация, чтобы стать вашим партнером и получить дополнительный доход?
– В городе в первую очередь нас интересуют крыши зданий и сооружений. Это гостиницы, торговые центры, антенные мачты, дымовые трубы и так далее. Также мы арендуем земли у муниципалитетов, организаций и частных лиц и ставим там свои опоры.
– То есть вашим партнером может стать и частное лицо?
– Да, обычный человек тоже может получить дополнительный доход, если обладает всеми необходимыми разрешительными документами. Ну и привлекательной и подходящей площадкой, конечно. На наш сайт поступают предложения сдать под базовую станцию свой балкон – но такие площадки мы рассматривать не можем.
– Насколько мне известно, базовые станции иногда размещаются на жилых домах. Насколько активно вы предоставляете возможность жильцам за счет ваших платежей получить дополнительные средства на обустройство дома и двора?
– Жилые дома – одна из самых востребованных нами площадок и прямые конкуренты коммерческим организациям. В жилых районах это самый лучший способ обеспечить жильцов качественной голосовой связью и мобильным интернетом. Один из верных способов получить дополнительные средства на благоустройство придомовой территории – это заключить с нами договор на размещение нашего оборудования. Жильцам нужно только принять решение на собрании домового совета.
– Размещение на жилых домах чем-то отличается от аренды недвижимости у организаций?
– Алгоритм примерно тот же. Когда речь идет о жилых домах, мы также собираем пакет разрешительной документации. Кроме обычных документов, прежде чем начать работы по строительству, мы делаем расчеты с учетом санитарных и строительных норм, согласовываем проект с управляющей компанией. Перед началом эксплуатации мы замеряем электромагнитное излучение, получаем разрешение. Только после этого проект идет в работу. Жители получают качественную связь, быстрый мобильный интернет и возможность на полученные деньги построить, например, детскую площадку.
– Каких результатов вы планируете добиться?
– Мы планируем сократить среднюю стоимость аренды на 36% в течение 3 лет.
Это тот показатель, который позволит поддерживать качество услуг и строить сети с еще большим охватом населения. «Билайн» и другие операторы сохранят абсолютные затраты на аренду на прежнем уровне и смогут продолжить развитие сетей необходимыми темпами. Арендодатели останутся при своих доходах от аренды и смогут поддерживать свой бизнес. В более широком смысле это выгодно государству в части реализации инициатив по обеспечению населения качественными услугами связи. Эти услуги сейчас являются базовыми наравне с жилищно-коммунальными условиями.
– С реализацией каких государственных программ это пересекается?
– Это будет способствовать реализации государственных программ снижения цифрового неравенства в стране за счет большего охвата населения услугами связи. От изменений на рынке аренды технологических позиций выиграют все.