Владимир Перекотий покинул телеэкраны. ДЕЛА.ru с пристрастием расспросили его о причинах ухода, а также новых проектах и стратегиях компании — медиа-группы «Дела».
— Владимир Анатольевич, мы беседуем с вами на портале не впервые. В прошлый раз речь шла о продаже одноименной с ДЕЛАМИ телепрограммы, сейчас поводом стал ваш уход с телевидения. Что происходит в ваших отношениях с ТВ, ведь вы в городе, без преувеличения, являлись одним из самых популярных телеведущих?
— Лестно слышать такое мнение, конечно. С телевидением же история простая. С одной стороны, на решение уйти повлияла моя занятость: уже полтора года я имею отношение к проекту, который требует частых командировок, и это приводило к нарушениям производственной дисциплины в моей работе в ТК «Прима». Один раз я даже опоздал на эфир, что, конечно, является преступлением. Вообще телепроекты стали мне чуть менее интересны, а присутствие на экране кажется менее важным, чем раньше. Потому что мое отношение к телевидению изменилось.
— Это уже «с другой стороны»…
— С другой стороны, причина моего ухода — идеологически-психологическая, что ли. Мне давно не нравится то, что происходит в стране с медиа и СМИ. Но после начала событий на Украине ситуация в эфире изменилась значительным образом. Многие вещи, которые реально влияют на жизнь нашей страны и волнуют информированных и неравнодушных граждан, табуированы на ТВ. Я уже не говорю про федеральные каналы, где пятнадцать гуцульских рупоров безостановочно дуют в уши с кромешной громкостью. Но даже в провинции — в то время как в стране происходят непростые события — все время улыбаться с опорой на позитив и говорить о не самых существенных в жизни вещах, мне кажется, не слишком правильно.
Словом, я и по возрасту, и по опыту немного перерос все это. Мне кажется, мое присутствие в эфире в каком-то смысле легитимизирует неправедное состояние нашего телевидения.
— В провинции все-таки степень свободы на телеэкране больше?
— Сейчас, безусловно, больше. Потому что на федеральных каналах, не считая развлекательных программ, все посвящено достаточно агрессивной накачке населения — мол, мы окружены врагами, и весь мир хочет нас похоронить. Процентов 60—70 эфирного времени тратится именно на это. Но, конечно, провинциальные каналы все равно зависят от власти, ее рекомендаций, а порой и от ее денег.
Так что сейчас мы имеем абсолютно изувеченный смишный ландшафт.
Молодежь, наверное, и не помнит газет начала 90-х годов, времени полной свободы. Может, порой палку и перегибали тогда, но что творится сейчас? Не говоря уже про телеканал «Дождь» или «Эхо Москвы»... Что произошло с Газетой.ру, Лентой.ру, «Ведомостями»? Мне кажется, тренд очевиден. И о том, что сейчас происходит, об этой так называемой патриотической мобилизации, многие люди не задумываются, потому что внутренне ленивы, не ищут другой информации и в результате легко поддаются пропагандистскому напалму. Жаль, что даже умные часто не понимают, что это до добра не доведет. И чем дольше такая ситуация будет тянуться, тем хуже и для страны, и для наших семей.
— К медиа мы еще вернемся. Давайте поговорим о новом проекте. Что отнимает все ваше время теперь?
— Это работа совсем в иной области.
Речь идет о нанотехнологиях, как бы ни иронизировала малограмотная часть аудитории над этим словом.
Займусь немного просветительством. В современной промышленности есть такие материалы, физические сущности, как одностенные углеродные трубки. Если бы они были открыты после того, как ученые получили Нобеля за графен, то наверняка назывались бы графеновыми. Эти трубки в 30—50 тысяч раз тоньше человеческого волоса и обладают уникальными характеристиками. Например, на свете больше нет объектов с таким соотношением длины и диаметра, они в десятки раз прочнее стали, теплопроводны, как медь, и катастрофически легки.
Но дело не в их собственной уникальности. Они универсальный супераддитив. Добавляя нанотрубки в очень малых долях в разные материалы, мы можем менять свойства этих материалов. Например, микроскопические — сотые, тысячные — доли трубок в разы увеличивают прочность алюминия, делают электропроводными пластики, заметно повышают срок службы автомобильных шин или циклируемость литий-ионных батарей и так далее.
Трубки были открыты 20 лет назад, но производить их в больших количествах не научились до сих пор. Килограмм качественных трубок может стоить до миллиона долларов. Так вот компания «Оксиал», к которой имеет непосредственное отношение знакомый красноярцам бизнесмен Юрий Коропачинский, разработала достаточно дешевую технологию массового производства углеродных нанотрубок. И несколько месяцев назад вышла на мировой рынок с предложением делать это в 50—100 раз дешевле, чем производят сегодня в Японии или Корее.
Меня очень впечатлила эта индустрия.
В моей жизни, наверное, не было такого опыта, когда ты имеешь отношение к процессу, в котором что-то новое происходит каждые две недели.
Недавно вот президент IBM заявил, что следующее поколение процессоров будет не на кремнии, а на графене. В общем, это настоящий передовой, передний край технологий, причем не в виртуале, а в реальном физическом выражении. Может, конечно, я как неофит переоцениваю проект, но убежден, что в ближайшие 15—20 лет многие материалы современной промышленности будут меняться.
— В каком качестве работаете в «Оксиале» вы?
— Я, можно сказать, бренд-руководитель. Отвечаю за картинки, слова, смыслы. Официальный статус — креативный вице-президент.
— Уже есть реальная заинтересованность продуктом, о котором вы рассказываете, заказы?
— Конечно, хотя компания только вышла на рынок. Это тоже трудно представить из Красноярска, но «Оксиал» взаимодействует с десятками, даже сотнями компаний, причем известных эрудированной публике. «Интел», «Хьюлетт Паккард», «Басф», «ЭлДжи», «Самсунг» и так далее. Мы уже продаем свою продукцию.
Внедрить нанотрубки в производство непросто, идет процесс опробования. Из-за высокой дороговизны их раньше мало кто использовал, и все учатся только сейчас. Можно сказать, что работы находятся в стадии эксперимента. Хотя LG и Samsung, как выяснилось, нанотрубки используют уже.
— И военная промышленность?
— Насчет нее я тоже почти не сомневаюсь. И в проекте космического лифта, думаю, они будут применяться тоже. Потому что соотношение эффективных свойств и массы у этого материала просто невероятное.
— Надо ли понимать ваш яркий рассказ об «Оксиале» таким образом, что вы заканчиваете с рекламно-медийным бизнесом в Красноярске и переключаетесь на международную торговлю?
— Не совсем, конечно, так. Да, лично я включен в проект очень плотно, наше агентство «БрэндОН» и медиа-группа «Дела» тоже обслуживает «Оксиал». Тем не менее все, что было в медиа-группе, остается, с моим уходом с ТВ никаких изменений не произошло и, надеюсь, не произойдет. ДЕЛА.ru по-прежнему одно из немногих независимых средств массовой информации в интернете, продюсерский центр «Артикул» продолжает заниматься организацией концертов и мероприятий, а «БрэндОН» разрабатывает маркетинговые концепции и помогает проводить рекламные кампании, причем преимущественно с клиентами условно крупными, которые требуют серьезного погружения, вычленения базовых месседжей коммуникативной платформы, как мы это называем...
— …называем у нас на международном рынке.
— Можно иронизировать, но в Красноярске, Дмитрий, не так много компаний, которые занимаются продвижением, собственной маркой и собственным бизнесом основательно и всерьез.
Нет, я не забросил свои прежние дела. Но, думаю, из-за надвинувшегося кризиса кое-что будет меняться в ближайшее время. Хотя многие и говорят, что нам санкции нипочем, видно, что времена наступают невеселые. Очень важно сейчас грамотно заниматься продвижением и работать со своей аудиторией. Пусть это банальность, но в то время как для большинства компаний кризис станет тяжелым бременем, будут и те, кто сможет увеличить свою долю и именно в этой ситуации засадить крючок в мозг целевой аудитории.
— Вы уже десятый человек, который говорит мне, что кризис — это возможности.
— Я более скептично настроен и считаю, что это возможности для единиц.
— Хорошо, в очередной раз сыграем в игру, как и в прошлых интервью, что я не знаю ничего, о чем спрашиваю. В связи с кризисом что, как вы думаете, будет происходить в нашей компании?
— Мы планируем перемены, есть риск заметного падения оборота. Но никого не собираемся сокращать, увольнять, уменьшая затратную часть, хотя к этому надо быть готовым. Кстати, когда мы приостановили выпуск «Коробки передач» на телевидении и в журнальном варианте, мы понимали, что будет впереди. Тогда еще не было санкций, рубль не опускался в цене в полтора раза, но перспективы не радовали. В каком-то виде мы сохранили «Коробку» на ДЕЛА.ru, она продолжит развивать автомобильную тему.
Учитывая, что нам принадлежит торговая марка и в Красноярске у нее высокая известность, глупо было бы плюнуть на все и забыть об этом проекте.
— Владимир Анатольевич, то, чем вы занимаетесь в «Оксиале», дает вам и компании новый уровень понимания своей работы?
— Если честно, то на самом деле мы конкурентоспособны не только в нашей миллионной деревне в глухой Сибири, но и в столицах.
Я был ошарашен, когда во время первой презентации «Оксиала» в Лондоне, в институте материалов, взаимодействуя с продвинутым коммуникационным агентством, увидел, что многие вещи, которые здесь у нас делаются на раз, там невозможны. Они не представляют, что можно быстро найти решение и технически реализовать его за пару дней. Не говоря уже про совершенно иной уровень цен. Любые серьезные маркетинговые услуги стоят за границей на порядок дороже. И, пусть это не выглядит хвастовством, уровень предлагаемых решений, на мой взгляд, там иногда слабее.
— Давайте суммируем сильные стороны медиа-группы, которые сохраняются несмотря ни на какие кризисы. Что сейчас наша контора может делать на высоком уровне?
— Если говорить о рекламе и маркетинге, то три вещи. Это, во-первых, разработка с нуля торговой марки компании или продукта. Во-вторых, изготовление рекламных материалов, в том числе видеопродукции, подразделение которой мы недавно усилили. Это и корпоративные фильмы, и рекламные ролики. Наконец, в-третьих — сопровождение и проведение рекламных кампаний в плотном контакте с клиентом. Плюс «Артикул», плюс ДЕЛА.ru. Я очень рад, что мы небольшими ресурсами, не принадлежа финансово-промышленным группам и не беря денег у власти, создали ДЕЛА.ru такую репутацию на рынке. Не раз слышал комплименты порталу от тех, кто понимает местный расклад.
— А шанс увидеть Перекотия на экране у зрителей еще есть или эта история закончена?
— Не помню, в каком дурацком фильме звучала фраза: чем старше я становлюсь, тем реже использую слова «всегда» и «никогда». На мой взгляд, ни в чем нельзя зарекаться, тем более если ты ответственно относишься к своим заявлениям.
— Но спорить-то вы любите.
— А ты заметил, как изменилась атмосфера в социальных сетях? Там бурлит просто катастрофическая ненависть, и многие боятся высказываться, чтобы не подвергнуться массовой обструкции. А по телевизору у нас все нормально, хорошо. Эта разница между жизнью и разговорами о ней еще аукнется.
Что касается меня в телевизоре, то вот после того, как «Оксиал» захватит мир нанотехнологий, а в стране произойдет глобальное переустройство и возникнет нормальное ТВ, на котором будут обсуждать настоящую жизнь без указивок, ограничений и просьб не упоминать те или иные фамилии, — вернусь легко.
Кстати, у нашего телевидения есть еще одна проблема — на нем почти нет взрослых людей.
Между тем известно, что существует корреляция между доверием и возрастом. Это касается и weather-мэнов, людей, которые рассказывают о погоде, и новостийщиков. И такое вполне объяснимо, ведь любой человек больше доверяет ведущему с опытом, чем молодому, даже самой симпатичной девушке или юноше. Однако в провинции почти нет так называемых возрастных ведущих, в класс которых я перешел незаметно для себя.
Однако думаю, что когда-нибудь мы еще встретимся. Пользуясь случаем, хотел бы сказать спасибо всем зрителям и слушателям, поскольку с «Авторитетного радио» я тоже ушел, за многолетнее доверие, которое я часто чувствовал с их стороны. В свою очередь я всегда старался быть искренним и честным.
Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru