— Только задавайте вопросы какие-нибудь ДРУГИЕ, а то количество моих идей, знаете ли, всё же ограничено, зачем я буду об одном и том же говорить?
… А мы, вообще-то, еще ничего и не спрашивали даже. Так что по сравнению с чем «другие», остается только догадываться…
Через третий день КРЯКК, в который мы встречались с Ириной Прохоровой, красной нитью проходила тема 90-х. Презентация двухтомника, воссоздающего события 1990-го буквально день за днем, вышедшего в прохоровском ИД «НЛО». Круглый стол «Бои за историю» — про постсоветское 20-летие. Байки от финской журналистки и кубинского писателя про то, как они воспринимали Россию в советское время и что думают про нее сейчас... Да и в предыдущие и последующие дни всё так или иначе крутилось вокруг этой темы. Поэтому в поисках «другого» мы решили пойти по горячим следам.
Ирина Прохорова, соучредитель Фонда Михаила Прохорова,
главный редактор и владелица издательского дома «НЛО» («Новое литературное обозрение»)
— Ирина Дмитриевна, многодневный разговор о 90-х — своего рода продолжение презентации? Или эта эпоха сама по себе вам так интересна?
— Мне кажется, что это очень важный период нашей жизни, который абсолютно не исследован, не прочувствован. Его быстро дискредитировали, и это мне немножко напоминает дискредитированные 20-е годы. Это был период трансформации общества, с большим количеством разных сценариев и открывавшихся возможностей — и для целой страны, и для отдельных личностей.
Потом, когда приходит более жесткая система, всё это задвигается на задний план. Хотя именно в такие моменты закладываются очень важные вещи, фундаментальные, которые и определяют всё дальнейшее развитие.
Мне кажется, что и конец 80-х - 90-е годы — это уникальная, поразительная эпоха в жизни страны, вообще во всей истории России, — по масштабам трансформации, причем, заметим, мирной трансформации, по степени свободы творчества.
Такого прежде не было в стране. Будет ли когда-нибудь еще — не знаю... Думаю, общество становится мудрее, если делает попытку переосмыслить опыт последних двадцати лет: что с нами происходило, что мы смогли приобрести, какими возможностями не воспользовались, что не разглядели. Это естественный и правильный процесс; недаром же у нас идут такие бои за прошлое. И это не академический интерес — это интерес жизненно важный.
— Почему это происходит именно сейчас, как вы считаете?
— Есть такая расхожая фраза: какое прошлое мы себе нарисуем, такое у нас будет будущее. И она абсолютно точная. Потому что мы моделируем наши собственные представления о нашем настоящем и будущем через интерпретацию прошлого. И эти конфликты разных прошлых очень важны. Потому что если, простите, победит идея, что узурпатор и тиран — это хорошо (дальше начинается: «несмотря на то что…», «вопреки тому что…» — убили черт знает сколько миллионов людей, «но зато у нас была великая Россия»), — это станет концепцией и моделью нашего будущего. Как мне кажется, трагического.
Если победит другая история, в центре которой человек, его жизнь и личное счастье — это совсем другое будущее. И в нынешнем обществе эти две тенденции наличествуют. Поэтому пора ответить на основной вопрос — что является главной, конечной целью существования государства? Безопасное существование человека, его счастье, реализация его возможностей? Или мы так и останемся заложниками некого абстрактного величия?
Мне кажется, что у нас всегда существовал зазор между абстрактными мечтаниями об идеальном государстве и нежеланием сформулировать наши представления о нем. А вообще-то и не факт — может, мы и не хотим жить в этом идеальном государстве и нас вполне устраивает деспотия. Но тогда надо отказаться от целой системы розовых мечтаний, когда мы ждем всего — и непонятно чего. Вот отсюда, кстати, эти постоянные крики — кто виноват, что делать и т. д.
А мне кажется, что мы, когда говорим о зрелости гражданского общества, напрасно понимаем под этим только сугубо политические моменты. Зрелое гражданское общество — это представления людей о способе своего существования, о той модели счастья, в том числе личного, которую они для себя выстраивают. Остальное — лишь следствие.
— Говоря о свободе и широких возможностях 90-х, грех не упомянуть о раздолье для СМИ, существовавшем в те годы. Сейчас, согласитесь, серьезная журналистика «сдувается». И не из-за страха какого-то, а потому что мало у кого получается одновременно и деньги зарабатывать, и лицо сохранять…
Ирина Прохорова: может, мы и не хотим жить в идеальном государстве и нас вполне устраивает деспотия
— Да, это сложно. Но мы почему-то всегда думаем, что те проблемы, которые нам предстоит решить, — беспрецедентны. Но ведь каким-то образом весь мир так живет. Мы ведь чего хотим? С одной стороны — дайте нам полную свободу, с другой — мы ни за что не отвечаем, а вы нас кормите. А так не бывает.
Может быть, оттого, что мы еще толком и не жили до сих пор, сохраняется у нас эта иллюзия, что достаточно иметь благие намерения, чистоту помыслов и искреннюю любовь к слову, чтобы быть преуспевающими журналистами или издателям.
Какие-то там деньги, какие-то управленческие навыки — все это в сознании нашей интеллигентной, интеллектуальной среды считается чем-то низменным, о чем не принято говорить. По умолчанию мы должны получить деньги, потому что мы такие замечательные. А это, конечно, совсем не так.
Есть способы работы, есть выучка, есть технологии. И, кстати, то, чем Фонд Прохорова часто занимается — это передача вот этих навыков: как может выжить издание в сложной ситуации.
Сейчас, например, СМИ уходят в интернет, количество печатных изданий сокращается по всему миру, и это действительно проблема для смишного сообщества: меняется структура журналистской жизни, способы заработка и т. д. И это тоже может стать темой очень содержательного профессионального разговора, в том числе и на ярмарке.
Если, скажем, ваше издание сделает нам в следующем году заявку на проведение такой дискуссии, это будет страшно интересно: как может выживать серьезная, профессиональная журналистика — культурная, деловая, политическая — с учетом специфики страны, общемировых явлений, а также с учетом просто готовности или неготовности заниматься, не побоюсь этого слова, предпринимательством.
Кстати, я ни разу не попадала на спокойные, объективные, серьезные дискуссии о функционировании современных СМИ. Обязательно начинаются обвинения кого-то в том, что нас не любят, не ценят и зажимают.
— Справедливости ради: разве это во всех случаях не так? Особенно по сравнению с десятилетием, о котором мы сейчас говорим…
— Да, мы сталкиваемся с определенным давлением, и все это прекрасно понимают. Но если мы проанализируем развитие СМИ в 90-е годы, то стоит признать, что в этот период расцвета и полной свободы они не занимались теми вещами, которыми должны были бы заниматься, не обсуждали серьезные вопросы: какое общество мы строим, каков его этический фундамент.
В тогдашней эйфории мы как-то очень увлеклись разными играми и забыли, что структура любого общества строится на системе моральных постулатов. Разговор о том, что такое хорошо и что такое плохо — он не банальный. Сейчас в нашей стране вообще уже непонятно, что считается нравственным, а что безнравственным. У нас все сведено к китчу по принципу: давайте женщин оденем в длинные юбки, потому что короткие — это безнравственно.
А вот дать этическую оценку каким-то вещам из прошлого — пусть даже на уровне самых элементарных определений: скажем, преступник этот человек или герой, — у нас этого вообще нет. И это страшная ситуация.
Мы не можем двигаться вперед, всё свалено в одну кучу, и в итоге мы имеем очень неприятную среду. Скажем, за какие-то вполне невинные вещи легко можно угодить в тюрьму, и в то же время на прилавках книжных магазинов лежат фашистские издания, и никто с ними не борется. Потому что нет критериев оценки, сбиты все этические коды: ты смотришь с ужасом на то, что написано в этих изданиях, а тебе говорят — всё нормально, что в них фашистского?
И вот это, как мне кажется, было упущено в 90-е годы — возможность осмысления того, что с нами произошло, и установка новой базы ценностей, на которых только и может строиться демократическое общество. Да и вообще любое общество. Другое дело, что при разных ценностях разные структуры возникают…
— Вопрос о ярмарке и одновременно чуточку в продолжение темы. На пресс-конференции много говорилось о «количественных показателях» КРЯКК — числе посетителей, тоннах привезенных книг (см. «Фонд Прохорова не хочет подменять министерство культуры»).
А отслеживаются ли «качественные» результаты — что именно люди покупают, на какие мероприятия ходят? И часто ли вам, как организатору ярмарки и как издателю, приходится идти на компромисс, предлагая читателям нечто востребованное у них, но идущее вразрез с вашими вкусами и представлениями?..
Ирина Прохорова: развитие новых технологий может спасти именно культурную книгу
— Ну, знаете, мои личные вкусы — это не мой произвол. Во-первых, у меня замечательная команда профессиональных редакторов, которые, каждый в своей области, определяют какие-то вещи; я же, возглавляя журнал «НЛО» и издательство в целом, выступаю как стратег.
Во-вторых, я не вижу, почему я должна идти на компромисс. Что касается ярмарки, то мы даем опросные листки участникам, они нам пишут – что пользовалось спросом, что нет, чего не хватило. В последнем случае выходим на издателей, у которых есть такая литература, уговариваем приехать на КРЯКК.
Мне всегда интересно смотреть, что покупают на стенде моего издательства, а что нет. Это дает понимание: вот здесь общество еще не готово, вот эта интересная литература до своего читателя еще не дошла… Но я работаю на будущее, надеясь, что она потом будет востребована. 19-летняя работа нашего издательства позволяет говорить о том, что мы иногда упреждаем многие тренды, угадываем, оказываясь чуть впереди, и люди вдруг начинают покупать книги, которые были не востребованными прежде.
И потому никаких компромиссов нет: можно усиливать какие-то линии, продуктивные сейчас, но «культурный» издатель ведь тем и отличается от коммерческого, что работает на опережение, и в этом его сила... То же и с ярмаркой. Мы никому ничего не навязываем, КРЯКК — это такая встреча спроса с предложением. Первый год люди эти книжки не покупают, на второй интересуются, смотрят, а на третий они становятся модным чтением. Для ярмарки главное — не продать книги, а показать те интересные вещи, которые люди просто так не смогут увидеть.
— Чтобы люди все-таки их увидели где-то помимо КРЯКК, какой, на ваш взгляд, должна быть сегодня система книгораспространения? В том числе и в условиях бесконечного интернет-пиратства…
— В нашей стране это действительно большая проблема. Я сейчас говорю о рынке культурной книги, интеллектуальной — художественной, детской, технической литературы. С ними издатели сегодня бьются как рыба об лед. Коммерческая-то литература прекрасно распространяется. В Красноярске в любом книжном магазине мы это видим — маринины вперемешку с «Великим Черчиллем», «Великим Берией», бог знает с кем еще великим. И, к сожалению, это тоже общемировая ситуация.
Мое мнение — развитие новых технологий может спасти именно культурную книгу. Вряд ли традиционное книгоиздание сейчас будет иметь такое невероятное развитие, на которое мы рассчитывали 20 лет назад. Разумеется, я надеюсь, что появятся новые магазины. Но если будут развиваться и совершенствоваться магазины в Сети, электронные книги — для учебной и научной литературы это вообще идеальная ситуация.
Если специалисту нужно много прочитать, он заходит на специализированные порталы, платит символическую сумму и спокойно работает. Захочет купить книжку, которая будет долго стоять у него на полке, — выберет бумажный вариант.
Но и для этого случая тоже есть новые технологии, которые позволяют очень гибко вводить на рынок самые сложные, даже экзотические книги: мини-типографии, интернет-магазины, вплоть до того что сегодня можно напечатать редкую книгу в одном экземпляре. То есть не надо больше хранить на складах тонны невостребованных томов.
Кстати, сейчас мы получаем много предложений по созданию литературных порталов. Все они пока находятся в хаотическом состоянии, но мы их очень аккуратно смотрим, оцениваем: насколько защищена система, можем ли мы, как издатели, отслеживать, сколько продали книг и т. д.
— А некоторое вмешательство государства в процесс не было бы продуктивным? Скажем, в плане поддержки культурной книги? А то, раз уж спрос рождает предложение, так и будут Маринина с Берией валом идти… Может, можно как-то что-то… отрегулировать, что ли?
— Знаете, когда говорят о государственном регулировании чего бы то ни было, я вздрагиваю. Конечно, все зависит от того, что под этим понимать. У нас, когда государство выходит на рынок, оно его неизбежно разрушает. Причем действуя из самых лучших побуждений.
Нужна ли некоторая регуляция рынка? Да, разумеется. Ведь нынешний рынок — это тоже отголосок такого наивного советско-марксистского представления: сначала мы запускали коммунизм, а сейчас введем капитализм, рынок, а он нас сам вывезет куда надо. Ну вот он нас черт те куда и везет иногда…
Регулирование в советское время — это цензура. Но государство может быть помощником, посредником. Может быть разработано законодательство, защищающее независимое культурное книгоиздание; созданы частные и государственные фонды по его поддержке. Я разговаривала с европейскими коллегами — если, например, они издают классику (а это далеко не всегда прибыльно), государство дает им гранты или выкупает тиражи для библиотек.
У нас нет такой развитой и, что очень важно, прозрачной системы господдержки. В свою очередь, и профессиональному книжному сообществу нужно формулировать свои потребности, лоббировать интересы, чтобы в итоге хорошая книга не осталась за бортом.
Коммерческий рынок выживет: у крупных издательств есть свои сети, и они прекрасно функционируют безо всякой поддержки. Хотя, к слову, именно они и получают большие госзаказы, и, соответственно, государственные деньги, что как-то упускается из виду. А вот у культурного издателя очень мало возможностей на общих основаниях получить грант.
Ирина Прохорова: сейчас мы получаем много предложений по созданию литературных порталов
Вот у нас 2007 г. был объявлен Годом чтения, государство выделило огромные суммы, какие-то бешеные миллиарды рублей. Я это, безусловно, приветствую, другой вопрос — на что пошли эти миллиарды.
Инвестировать нужно было в систему распространения, открывать магазины, давать гранты. Вместо этого огромные деньги были потрачены на поездки писателей по стране.
Без развития инфраструктуры эти акции ничего не стоят. Ну съездили, ну дали бедным детишкам две книжки. И что, от этого книги в стране будут появляться? Вот даже если эти же самые дети скажут: мы хотим читать книги — где же, простите, они их возьмут?
А сколько было смешных историй, когда нам постоянно звонили из разных государственных комиссий и говорили: вот мы едем к детям, подарите нам книги. Второй такой же звонок, третий, пятый... Я говорю: «Так, друзья, а вы знаете, что, вообще-то, издатели существуют за счет продажи книг? Мы что, при коммунизме живем? Как это мы дадим вам книги бесплатно? Купите их у нас, мы вам готовы предоставить скидки». — «НО ЭТО ЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ!!!!!»…
Вот здесь и проявляется представление государственных людей о том, что такое книгоиздание. Они преследуют благие цели, но при этом разоряют нас, почти требуя: дайте нам то, дайте нам это, как вам не стыдно! Простите, а вам огромные деньги на что выделены? Ну купите вы эти книги, и нам поможете, и детям. Тут и происходит самый большой сбой. Поэтому когда речь заходит о регулировании… Что это должна быть за поддержка, кого конкретно надо поддерживать, какими способами — все это надо обсуждать. И определяться, что мы в итоге хотим увидеть.
— Насколько мне известно, Фонд Прохорова поддерживает только некоммерческие проекты. То есть ни издательствам, ни СМИ на его поддержку можно не рассчитывать?
— Если говорить о благотворительности, то у нас, к сожалению, очень жесткое законодательство, и законы сформулированы так, что, по большому счету, здесь ничего нельзя поделать. Да, в них прописано, что мы не можем помогать коммерческим проектам. А ведь при этом вся система современной культуры — театры, издательства, СМИ — это давно уже рынок. Поэтому мы имеем право поддерживать лишь инфраструктуру — всё, что связано с реализацией идеи, с какими-то попутными технологиями.
Это ведь тоже новая для России деятельность: благотворительные фонды стали возникать в конце 90-х, и когда писались законы, регулирующие эту сферу, ни у кого не было ни опыта, ни знаний. И государство формулировало их так, чтобы к минимуму свести возможность злоупотреблений — я понимаю эту логику.
Но тогда надо четче прописывать, что является объектом благотворительности, потому что сейчас вся культура построена по коммерческому принципу. А пока мы стараемся поддерживать те области и в тех аспектах, в которых возможно.
— Ирина Дмитриевна, на пресс-конференции вы сказали, что культурных столиц должно быть много, в частности и потому, что тот перенасыщенный культурный раствор, который сегодня есть в Москве, самой же Москве не идет на пользу. Ну, про много культурных столиц понятно, а какой вред может быть в культурном перенасыщении?
— А вы представляете себе, что такое перенасыщенный раствор? В нем множество нерастворенных частиц, и точно такое же неусвоение многих интересных проектов происходит и в Москве. Говорят, мол, конкуренция — это здорово. Но все это абстракные разговоры. И у конкуренции должен быть какой-то предел, потому что когда она слишком велика, выживают не самые лучшие, не самые достойные.
Когда все креативные люди стекаются в одну точку, тем самым обедняются регионы, и сами же творческие люди остаются без фундамента, без социальной опоры. А когда культурных центров несколько, можно поехать куда-то, создать много интересного во многих местах. За счет этой мобильности происходит такое перекрестное опыление. Когда все сгружены в одном месте, в итоге всего оказывается слишком много, и вы ничего не видите — такой вот парадокс. А должно быть не оседание, а круговорот.
Интеллектуальная, творческая и физическая мобильность — когда все работают везде — вообще норма для современного мира.
Осталось «за кадром»
С Ириной Прохоровой на V КРЯКК мы встречались несколько раз. Вначале были «посиделки» с журналистами из разных изданий, затем — пресс-конференция, несколько презентаций и «круглых столов», где она была модератором…
Вот что запомнилось.
— Кроме Красноярска мы работаем еще в нескольких городах. Что подкупает — так это замечательная воспитанность публики. Нет того хамства, которое иногда встречается в столицах: люди не уходят посреди спектакля, хлопнув дверью, если им что-то непонятно.
— Театры сами рвутся к зрителю, а писатели — к читателю. И никакой интернет здесь не работает. Он не палочка-выручалочка. Даже если человек раскрутился в интернете — ему нужно видеть глаза тех, с кем он беседует.
— Когда русского человека спрашивают об истории страны, все немедленно называют Петра Первого или Ивана Грозного — всех душегубов в одну кучу. И никогда я не слышу, чтобы здесь, в Красноярске, вспомнили бы какого-то местного деятеля или выходца из здешних мест. Вот это, как мне кажется, здорово было бы перешибить.
Ведь изучение локальной истории чрезвычайно важно, когда мы говорим о самоидентификации, о том, как люди себя понимают, о скрытых механизмах местной культуры, которые они, может быть, и не осознают. Историю края нужно демаргинализировать. Здесь действовало много интересных, ярких людей — по своей ли воле, не по своей ли. Здесь всегда был огромный плавильный котел — и культурный, и религиозный, и этнический. Здесь никогда не было крепостного права. Здесь практически никогда не было националистических проявлений, что, кстати, совсем не характерно для центральной части России. И все это надо обсуждать.
Как и высокую степень автономности Сибири. Моя бабушка, например, едучи из Барнаула в Москву, говорила «Еду в Россию», потому что Сибирь для нее Россией не была. Давайте подумаем — может быть, можно организовать целую конференцию на эту тему в рамках КРЯКК. Думаю, много интересного открылось бы.
Юлия СТАРИНОВА
ДЕЛА.ru
фото Вячеслав Ледовский