Решать бизнес-задачи можно самостоятельно или с привлечением сторонних профессионалов. И то, и другое чревато большими затратами. С целью удешевления на Западе не так давно, но уже довольно успешно применяют третий вариант — технологию краудсорсинга. Она эффективно справляется с поставленными задачами и при этом серьёзно экономит деньги. В России, однако, перенимать иностранный опыт пока не спешат. На это есть свои — «национальные» — причины.
«Источник толпы»
Название нового маркетингового инструмента происходит от соединения английских crowd (толпа) и sourcing (подбор ресурсов). Идея краудсорсинга в том, что какую-то работу выполняют не профессиональные работники, а простые любители, делающие бесплатно или за небольшое вознаграждение. Впервые о краудсорсинге заговорили в Америке в 2006 году, когда в журнале Wired вышла статья с одноимённым названием. С тех пор термин вошёл в обиход местных маркетологов, а технология была принята на вооружение бизнесом.
Схема проста: фирма выкладывает в Сети (на собственном или специализированном сайте) задание, в реализации которого могут принять участие все желающие. Таким заданием может быть все что угодно. Во-первых, мозговой штурм на любую тему, скажем, название для нового продукта, слоган для рекламной кампании или идея по улучшению качества обслуживания.
Этим активно пользуется самая знаменитая сеть кофеен Starbucks. Компанией запущен сайт MyStarbucksidea.com, на котором пользователи делятся мыслями о том, как можно улучшить работу заведений. За два года работы на сайте появилось больше 20 тысяч идей, 50 лучших — были реализованы. При таком использовании «толпы» генерация достаётся бесплатно. А в качестве бонуса — общение со своими клиентами.
Во-вторых, краудсорсинг можно применять как способ сбора данных для маркетингового исследования, в целях изучения спроса, конкурентной среды, лояльности потребителей к какому-то продукту.
Так, производитель спортивных товаров Nike запустил сайт Nike.com, на котором любой желающий мог собрать кастомизированные (по индивидуальному заказу) кроссовки, поучаствовать в тестировании и специальных играх. Все собранные данные маркетологи Nike использовали в своих отчётах.
«В Америке стоимость „общепринятых“ маркетинговых мероприятий составляет от 50 тысяч до миллиона долларов, — рассказывает генеральный директор консалтинговой компании „Империя Качества“ Андрей Поденков. — Краудсорсинг в чистом виде позволяет экономить до 80% этих сумм, прежде всего за счёт снижения стоимости привлекаемого человеческого ресурса».
Одно дело, когда нужно платить исследовательскому центру, совсем другое — когда респонденты достаются даром, а обработку данных осуществляют собственные маркетологи.
Третье применение — создание реального продукта, например, рекламного ролика, концепции продвижения или дизайна товара. Компания Ford совместно с сайтом Filmaka.com запустила конкурс: люди должны были снимать рекламные ролики, посвящённые автомобилю Ford Mustang. Лучшие показывались по телевидению, а победитель получил приз — новенький Ford Mustang.
Интересно, что ролики, снятые энтузиастами, в большинстве оказались очень качественными. Таким образом, фирма почти до нуля сократила затраты на работу профессиональных рекламщиков. По этому же пути пошла и компания LG: разработкой дизайна нового телефона в рамках программы CrowdSpring занимались энтузиасты со всего мира. В итоге работа обошлась компании всего в 20 тысяч долларов, что в сотни раз меньше сумм, обычно выплачиваемых дизайнерам.
Краудсорсинг по-русски
В России применение краудсорсинга несколько иное, чем на Западе. Во-первых, знают о нём немногие. А те, кто знает, относятся с недоверием. «Я скептически отношусь к этому, — говорит управляющий партнёр агентства маркетинговых и PR-коммуникаций Focus Group Елена Кемлер.
— На мой взгляд, только чётко понимая задачи того или иного бизнеса и ситуацию на рынке, можно выстроить грамотную маркетинговую стратегию предприятия». Во-вторых, применяется краудсорсинг исключительно для решения несложных маркетинговых задач — выдумки названия, слогана или логотипа. Так, по идеям интернет-авторов появились названия для мороженого CrazyMix, пастилы «Мечталия», пива Dark&Black, слоганы для информационного портала «Регнум», газеты «Спорт-Экспресс» и даже КПРФ. Однако о том, чтобы использовать новшество в более серьёзных процессах, речи пока не идёт вообще.
Часто краудсорсингом пытаются пользоваться небольшие фирмы, у которых просто нет денег на оплату услуг профессиональных агентств. В Сети можно встретить призывы типа «Помогите придумать название для новой организации, оплата чисто символическая — 5 тысяч рублей». Однако в большинстве такие проекты не дают стоящих результатов.
«У нас любят „халяву“, — говорит директор Медиа-группы „Дела“ Владимир Перекотий, — но сегодня уже не найти профессионалов с опытом, готовых тратить своё время и силы бесплатно. Краудсорсинг же предполагает конкурс, в котором лучшему достаётся признание и материальное вознаграждение».
Намного реже к ресурсу «толпы» прибегают успешные компании, причём результаты подобных акций гораздо скромнее, чем на Западе. В компании «Байкалфарм» этот метод использовали год назад при разработке новой торговой марки. К жителям Красноярского края обратились с просьбой придумать название «самой красноярской» водки. В результате основная масса присланных названий не прошла даже первичный отсев — штампы, уже зарегистрированные торговые марки или совсем не «водочные» наименования.
«Экономии никакой не получилось, — говорит начальник департамента маркетинга „Байкалфарм“ Алексей Гусев. — Основную работу всё равно пришлось выполнять специалистам».
Так, возможно, и закончилась бы жизнь новой технологии в России, если бы идею вовремя не подхватили профессионалы. Сегодня в стране действует несколько креативных агентств, зарабатывающих на потенциале «толпы». Основа их штата — профессионалы, как в обычном рекламном агентстве, а невидимый фронт составляют десятки тысяч зарегистрированных на сайте авторов, которым не нужно платить зарплату и обеспечивать постоянную занятость.
«Клиент может нуждаться в простой генерации, и в этом случае работа редакции ограничится отбором подходящих вариантов из предлагаемых авторами идей, а может заказать комплексную разработку торговой марки или творческой концепции рекламной кампании, — тогда задача решается силами профессионалов», — рассказывает руководитель представительства интерактивного коммуникационного агентства E-Generator в Новосибирске Светлана Миронова.
Таким образом, агентства, применяющие краудсорсинг, зарабатывают в одном случае на посредничестве, в другом — на работе. А использование «ресурсов толпы» — ещ и дополнительное средство привлечения клиентов, ведь перспектива получить генерацию из нескольких тысяч идей звучит довольно заманчиво.
Наперекор прогрессу
Массового применения как инструмент внутреннего маркетинга компаний краудсорсинг в России не получает. Причин тому несколько. Во-первых, попав на российскую почву, краудсорсинг потерял своё главное преимущество — экономичность.
«Теоретически он, конечно, позволяет экономить, — рассказывает директор по маркетингу компании „Томское пиво“ Максим Курохтин. — К примеру, заказ нейминга в каком-нибудь модном московском агентстве обойдётся тысяч в пятьсот: в этом случае краудсорсинг будет гораздо дешевле. С другой стороны, локальные креативные агентства за подобные услуги берут 25–30 тысяч рублей. Примерно столько же придётся отдать лучшему „энтузиасту“ при применении краудсорсинга».
Во-вторых, у нас практически нет платформ для обмена информацией, а это лишает краудсорсинг второго преимущества — ненавязчиво устанавливать контакт между бизнесом и клиентом.
«Все успешные примеры краудсорсинга на Западе — работы крупных корпораций, — рассказывает Владимир Перекотий. — Это только на первый взгляд технология легка в применении. На самом деле, чтобы запустить серьёзный проект, нужны усилия очень грамотных специалистов и большие вложения. У нас сегодня представлены только „самопальные“ попытки, поэтому технология, прорывная по своей сути, не находит должного применения».
Третья проблема — кадры внутри компании.
«Опыт показывает, что большинство заказчиков не готовы самостоятельно профессионально обработать тысячи поступающих идей, — рассказывает Светлана Миронова, — а так как речь идет о творческих идеях, то автоматизировать этот процесс невозможно».
Однако, по мнению Андрея Поденкова, наладить любые бизнес-процессы можно, было бы желание. «При правильной постановке задач с использованием риск-менеджмента „толпа“ справится с любым заданием, — уверен он.
— Если заглянуть в социальные сети, там можно найти кладезь информации и людей, готовых творить. Остаётся только правильно их организовать. И в этом основная проблема. Я в своей практике встречал всего трх специалистов, способных эффективно справиться с масштабным проектом, использующим краудсорсинг».
Словом, сегодня развитие партнёрских отношений между бизнесом и клиентом остается для нас перспективой. Однако, возможно, не такой уж далекой.
Владимир Перекотий, директор Медиа-группы «Дела»:
— Сегодня всё так стремительно развивается, что через несколько лет, я уверен, и у нас появятся очень успешные краудсорсинговые проекты. Эта технология перспективна, прежде всего, потому, что она реально позволяет экономить, и качество при этом не страдает. Но профессионалам, думаю, бояться нечего. Они всегда были и будут нужны.
Светлана Миронова, руководитель представительства интерактивного коммуникационного агентства E-Generator в Новосибирске:
— В Рунете есть тысячи талантливых людей, которых интересует творческая работа, позволяющая «размять мозги». Краудсорсинг даёт такую возможность, поэтому, однозначно, потенциал у этого метода есть. Однако далеко не все компании готовы экспериментировать, многим необходим постоянный контакт с рекламным агентством. Поэтому сегодня о краудсорсинге можно говорить только как о зарождающемся методе, находящемся в стадии проб и ошибок.
Виктория Дмитриева
Журнал «Советник. Грамотное управление»