Интересы предпринимателей и небольших частных фирм призван охранять вступивший в силу с 1 мая текущего года новый федеральный закон «О защите прав юридически лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. подробнее «Кошмарим до 1 мая»).
Отныне субъектам малого бизнеса не будут, а точнее — не должны докучать неожиданными и частыми проверками различные контролирующие органы, коих совсем не мало. Только в нашем регионе одних федеральных структур — 21, краевых — 12.
Но снижение административного барьера на бизнес, не означает его отправление в свободное плавание. И проверки остаются, и штат контролёров не уменьшается, меняется лишь сам механизм, который будет «работать» теперь под неусыпным оком прокуратуры, вынужденной для этого создать специальный отдел.
Именно надзорные органы должны формировать и утверждать сводный годовой план проведения проверок, кстати, эта нормативная часть ФЗ вступит в законную силу лишь с 1 января 2010 года. А вот к выполнению мероприятий, связанных с согласованием внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса прокуратура края приступила уже с 1 мая и за первый месяц работы успела принять на согласование от контролирующих структур 62 заявления.
О том, какие изменения несёт предпринимателям и небольшим бизнес-структурам новый закон, интервью первого заместителя краевого прокурора Олега Камшилова.
Исходя из той статистики, что мы имеем на начало июня, по результатам оценки представленных органами контроля документов прокуратурой вынесено 14 решений об отказе в проведении проверок, в остальных случаях принимались решения о согласовании.
Например, первый день действия закона — 5 мая, обращается к нам специалисты управления Россельхознадзора и говорят, что в службу ветеринарного надзора края поступила информация о том, что предприниматель из Минусинского района завез на территорию района из Краснодарского края 20 тонн шпига. Документов на него не было, а те, что были предъявлены, оказались сфальсифицированными. Продукция была признана несоответствующего качества и подлежащей уничтожению.
Федеральный закон определил исчерпывающий перечень оснований, когда органы государственного и муниципального контроля могут проводить внеплановые проверки:
- Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений органами контроля.
- Поступление в органы государственного и муниципального контроля обращений, заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, любых представителей органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ информации о возникновении угрозы причинения вреда:
- жизни, здоровью граждан,
- животным, растениям, окружающей среде,
- безопасности государства,
- чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера.
- Также основанием для внеплановой проверки является нарушение прав потребителей, но в этих случаях согласования органов прокуратуры не требуется.
Один пример. В прокуратуру края обратилось краевое управление Роспотребнадзора с заявлением о согласовании проведения внеплановой проверки ООО «Премьер — мясная лавка», поскольку рядом с территорией, прилегающей непосредственно к этому хозяйствующему субъекту, складируются пустые коробки.
Рассмотрев это обращение, в прокуратуре пришли к выводу, что угрозы жизни и здоровью нет, документов, свидетельствующих об обратном представлено не было, соответственно нами было отказано в проведении плановой проверки.
— Какие из контролирующих структур оказались более активными?
— Практика пока минимальная, но из 62 обращений для согласования, 51 — от Роспотребнадзора, в том числе и в краевую прокуратуру, и в наши подразделения в Минусинске, Норильске, Лесосибирске.
Несколько обращений поступило из Россельхознадзора, по одному — из управления государственного автодорожного надзора, по контролю в сфере природопользования, краевой службы ветеринарного надзора, трижды обращалось в органы прокуратуры за получением согласования управление Госпожнадзора.
— Как быть предпринимателям, руководителям небольших фирм и компаний, если уже в мае к ним нагрянули проверяющие, не имея на руках визы прокуратуры? Они могут оспорить её результаты?
— Да. Новый закон определил точно, что если проверка проведена с нарушением закона, то результаты этой проверки фактически можно оспорить в суде или вышестоящей организации. Прежде этого не было.
Введение чёткого порядка в проведении проверок носит в том числе и антикоррупционный характер. Размытость, отсутствие в законе однозначных оснований для проведения проверки позволяет более вольготно действовать чиновникам при проведении проверок и делают менее прозрачными эти отношения — между предпринимателями и контролирующими организациями.
Проверяющие должны предъявить документы, подтверждающие, что эта проверка плановая, либо предъявить другой документ с подписью прокурорского работника, с гербовой печатью документ согласования с прокуратурой, где будет записано, в том числе и основание для внепланового визита контролёров. Более того, предприниматель заводит журнал этих проверок, и в акте проверки, которые затем представляются в прокуратуру, делается соответствующая запись. По окончании проверки контролирующая организация должна представить в прокуратуру акт. В обязательном порядке.
— В случаях, когда прокуратура отказывает контролирующим структурам в проведении проверки, чем руководствуются ваши коллеги?
— Характерный случай отказа. Обращается управление Роспотребнадзора по заявлению гражданина, который сообщает, что у него под окнами автостоянка ООО «Троя». Роспотребнадзор, не проверяя, действительно ли это «Троя» или другая фирма, обращается за согласованием. Мы отказываем, и говорим, вы выясните сначала, какой хозяйствующий субъект там располагается, к кому конкретно направлять проверяющих.
Два таких случая было, когда не было установлено, кого надо проверять. Порой контролирующие органы действуют достаточно прямолинейно. Мы не занимаем позицию огульного отказа, наоборот, стремимся к тому, чтобы всё было произведено в соответствии с законом.
С 1 января 2011 года на официальном сайте Генеральной прокуратуры будет размещён сводный план проверок на год, так что любой предприниматель, юридическое лицо будет знать за несколько месяцев, что тот или иной контролирующий орган придёт к нему с проверкой. Но это не означает, что от визита до визита контролёров, им, что называется, закон не писан. На этот случай и предусмотрены внеплановые проверки, но в порядку прописанном в законе.
Прокуратура Красноярского края