Снег, укрывший Красноярск после затянувшейся осени, пробудил подзабытые за год рождественские настроения. Впрочем, старт предновогоднему шопингу уже дал календарь — с 1 ноября многие красноярские магазины выставили елки и прочие новогодние штучки на своих витринах и прилавках. Что, собственно, сделали торговцы во всем мире.
Уже давно из короткого праздника Рождество превратилось в пик потребительского безумия, самый «жирный» и ожидаемый многими компаниями сезон. И чем раньше рождественская тематика появляется в торговом пространстве, тем праздничнее оказывается прибыль.
ДЕЛА.ru попытались выяснить, как готовятся к новогодним праздникам местные ретейлеры.
Кризис сдвигает календарь
Некоторые западные турагентства активно готовят сани летом: предлагают рождественские туры уже в августе. А ряд универмагов в Великобритании начал «продавать Санта-Клауса» уже в июле. Интересно, что переезд мировой торговли в виртуальные пространства еще более сдвинул срок покупки рождественских подарков в сторону лета и осени: ведь товар, заказанный по интернету, нужно еще и доставить потребителю.
Столь раннее начало Рождества эксперты связывают с экономическим кризисом, влияющим на активность покупателей: увеличение сезона подарков помогает сохранить их продажи на прежнем уровне. Если приделать сюда европейскую предусмотрительность и бережливость (летние продажи рождественских презентов обычно идут с большими скидками), то перенос декабря на июль можно считать вполне оправданным.
Однако и в Европе находятся те, кто по привычке и меркантильным соображениям терпеливо ждет кануна Рождества: ведь в это время и без того уже зарезанные цены падают еще ниже.
Зато в России, стране полуголодных потребителей, предпраздничные скидки так и не стали масштабным явлением, хотя и случаются.
Компании руководствуются принципом «и так купят».
Действительно, люди (традиции у нас такие да особенности мышления) не жалеют денег перед праздниками. Так что большие скидки добираются до, к примеру, магазинов брендовой одежды лишь в январе. А цены на продукты, особенно деликатесные, примерно с начала декабря и вовсе растут без стеснения.
При всем при этом если на Западе широкое распространение скидок, в том числе в интернете в круглогодичном режиме, уже не делает их столь привлекательными для покупателей и этот метод увеличения продаж перестал быть «убойным», для России слово «скидки» по-прежнему звучит магически.
Рождественские продажи в мире теперь начинаются задолго до наступления зимы
Chessiekitty
Азартный шопинг
Как выяснили ДЕЛА.ru, красноярские продавцы давно выработали свою предпраздничную тактику. У разных компаний она варьируется от изобретения оригинальных акций до сохранения самого обычного режима продаж.
«Никаких акций в наших магазинах не планируется, работа будет идти в обычном ритме, — говорит Сергей Мотолыгин, управляющий ООО „Альдо“. — Не обещаем ни роста цен, ни особых распродаж. Причина в том, что наши цены и без того достаточно низкие: это особенность компьютерного ретейла».
Думается, что население, которое любит дарить и получать в подарок гаджеты, и без скидок на самом деле пойдет в магазины за ноутбуками, нетбуками, планшетниками, сотовыми телефонами и прочим. Мотолыгин отмечает, что по сравнению со среднемесячными цифрами увеличение продаж компании перед праздниками составляет обычно порядка 20%.
Цифру в 30% называет Оксана Нетбайло, директор салона «Эксперт». Такой рост демонстрируют предновогодние продажи бытовой техники. Но, в отличие от IT-ретейла, в этом сегменте торговли скидки перед праздником (и не только) — распространенное явление.
«Естественно, наша компания перед Новым годом и Рождеством выбирает скидки и никак не наценку. Вообще говоря, ценовая политика „Эксперта“ рассчитана на средние слои населения», — говорит директор красноярского салона. По словам Нетбайло, планируются и специальные рождественские мероприятия. «Уже в ноябре мы запускаем акцию „Вернем 100%“. Это будет купон, выдаваемый клиентам на сумму их покупки. В дальнейшем по этому купону они смогут приобрести в нашем магазине подарки».
В подарок себе любимому, по словам директора салона, на Новый год чаще всего покупают телевизоры. А близким и родным — фены, бритвенные и кухонные принадлежности, тостеры и прочую бытовую мелочь.
Кто-то открывает шампанское, принимая поздравление президента с новенького ЖК-экрана, а кто-то предпочитает праздничный блеск бриллиантов под елкой. Многие красноярцы покупают в подарок на Рождество и Новый год ювелирные украшения.
«В Новый год, как и к 8 Марта, наши продажи увеличиваются всегда, — говорит Елена Карабаева, коммерческий директор ювелирного дома „Ремикс“, — это примерно 40% к обычному уровню. Подрастает и предновогодний средний чек, люди стараются купить украшения подороже». По словам Карабаевой, чаще всего ювелирные изделия покупают в подарок своим любимым мужчины. Но число клиенток компании, выбирающих украшения для себя, тоже не маленькое.
В ЮД «Ремикс» заранее продумывают предновогодние способы привлечения покупателей. «Мы каждый год проводим разные мероприятия к Новому году и Рождеству. В этом году, например, у нас пройдет акция „Азартные скидки“. Любой клиент, пришедший в наш ювелирный дом, сможет сам выбрать себе скидку. По китайскому календарю нас ждет год Дракона, а это означает азарт, игру, яркие события. В связи с этим мы придумали игру в кости. Каждый покупатель, выбрав себе украшение, подходит к кассе и трижды кидает кости — при этом ему может выпасть скидка до 18%. Кроме того, в зависимости от суммы покупки игрока ожидает подарок — это и сертификаты, и серебряные украшения, и кожаные шкатулки, и флэшки в виде слитка золота», — рассказывает Елена Карабаева.
Конечно, бум уже начавшейся в Красноярске предновогодней торговли ожидается к началу декабря. Но ДЕЛА.ru дает своим читателям простой житейский совет: займитесь подарочным шопингом уже сейчас. В конце декабря столпотворение в магазинах, на парковках и городских улицах станет, как всегда, просто невыносимым.
Даже без всяких скидок и приманок.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru