Красноярский алкогольный рынок вплотную приблизился к своему краху – к такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного нелегальному рынку спиртных напитков. Не выдерживая конкуренции
с производителями дешевого контрафакта, местные заводы один
за другим закрываются. В итоге сейчас на территории края стабильно работает лишь один производитель.
Доля же фальсифицированной продукции на прилавках в регионе стабильно растет и уже достигла критической отметки в 50%. Впрочем, эксперты предлагают не унывать, налегать на настойки и пробовать водку на предмет качества прямо в магазинах.
Круглый стол стартовал с медицинской статистики, приведенной завотделением для больных с острыми отравлениями БСМП Татьяной Шивриной. По ее словам,
в отделение с алкогольными отравлениями поступает 1,7—2 тыс. пациентов в год.
«Из них 800—900 человек в состоянии тяжелого алкогольного отравления или после длительного употребления алкоголя с различными патологиями органов печени, почек, поджелудочной железы. В основном это неработающее население, мужчины в возрасте от 30 до 60 лет, то есть в самом работоспособном возрасте», — рассказала Шиврина,
добавив, что после закрытия медвытрезвителей количество пациентов выросло на 200—300 человек в год.
Угрожающе выглядит и статистика по детям и подросткам — по словам Шивриной, к ним на лечение с алкогольными отравлениями поступает 20—30 человек в возрасте
до 14 лет, около 50 — в возрасте до 20 лет.
По данным, приведенным и. о. начальника 9 отдела УБЭП ГУ МВД по краю Максима Курипко, с 2012 г. по настоящее время внутренними органами возбуждено более 280 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом алкоголя.
Изъято более 300 тыс. литров контрафактной продукции, в этом году — более 100 тыс. литров.
«За этот же период в крае и городе пресечена деятельность 6 подпольных цехов
по изготовлению нелегальной спиртосодержащей продукции. Очень страдает молодежь — во всех выявленных цехах подделывались напитки коктейльного характера. На этикетке написано, что это пиво, а на деле замешиваются красители, спирт неизвестного происхождения, все газируется и выдается под видом коктейлей. Данного вида продукция имеет колоссальный токсический эффект», — сообщил Курипко.
Замминистра промышленности и торговли Ирина Панина отметила, что в последнее время принято сразу несколько мер, призванных сократить потребление алкоголя населением. Однако желаемого эффекта они не приносят.
«Пиво приравнено к алкоголю, запрещена продажа в нестационарных торговых объектах, на остановках, запрещены ночные продажи, запрещена любая реклама.
И количество торгующих алкоголем объектов, которые не попадали под запреты
и имели действующие лицензии, по Красноярску сократилось на 30%.
Ввоз и производство водки в крае сокращаются, но ее продажа при этом растет
Казалось бы, предложение населению стало меньше. Но на самом деле это не так. Объекты, которые подпадают под ограничения либо имеют лицензии, срок действия которых завершается — а новые они получить не могут в силу новых требований закона, — как правило, деятельность по продаже алкоголя все равно не прекращают. Потому что порядка 50 % товарооборота торговых точек составляет выручка от алкоголя. И, конечно, павильону невыгодно осуществлять без алкоголя дальнейшую торговлю.
Таким образом, рынок нелегального алкоголя растет.
У нас к нелегальному алкоголю относятся не только спиртовые суррогаты, но и те, что произведены на легальных заводах в третью смену, без нанесения специальных марок.
Подводили итог по 2013 году — объемы ввоза в край на 11% упали, объемы производства наших заводов снизились на 13%, а согласно статистических данным продано продукции ровно столько же, сколько и всегда. Соответственно рынок нелегальный
у нас равен почти 50%», — подвела неутешительный итог Панина.
Руководитель «Енисейской алкогольной ассоциации» Валерий Анохин подтвердил, что запреты в отрасли ни к чему хорошему не ведут.
«Алкогольный рынок зарегулирован донельзя. Ежегодно меняются подходы, концепции. Пока мы будем рассматривать алкогольную промышленность как некое зло, все так и будет идти дальше. Мы дозапрещались до следующего: алкоголиков меньше почти не стало, пьющих меньше не стало, 70% населения выпивает. Запреты не приводят к результатам», — констатировал Анохин.
Во вред, по его мнению, играет и повышение акцизов на алкогольную продукцию — из-за этих мер добросовестные производители не могут конкурировать по цене продукта с производителями контрафакта,
а население, по сути, подталкивают к потреблению дешевого, некачественного продукта.
Запреты пока не повлияли на количество алкоголиков и питейный досуг населения
«Нужно заводы, которые поставляют нам контрафакт, уничтожать. В трех республиках — это Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария — работают 119 предприятий по выпуску алкогольной продукции. Государству за год они все заплатили 1,2 млрд руб. акцизов. Это мизерная сумма. Для сравнения: только заводы Красноярского края в прошлом году, когда «Минал» еще работал, заплатили худо-бедно 589 млн», — поведал Анохин.
По его данным, стоимость контрафактной бутылки водки немногим превышает 60 руб., стоимость же легально выпущенной на заводе составляет 160 руб.
«Как же мы можем соревноваться с нелегальным производителем, если у него 100 руб. маржи заложено? Он партию сюда притащил, снял эти деньги и пошел всем разложил, чтобы его не трогали. Акцизы, которые сейчас заложены, подъемны только для 25—30% пьющего населения. А остальные покупают суррогаты», — рассказал Анохин.
Засилье поддельного алкоголя на красноярском рынке приводит к тому, что местные игроки один за другим сворачивают свою работу.
«По «Шушенской марке» — там человек, видимо, работал-работал и не выдержал, решил с рынка уходить. Но уходить с рынка просто так, видимо, не получалось, решили, как обычно, залезть в карман к кому-то, к каким-то банкам и так далее. То же самое примерно у нас получилось с «Байкалфармом». Ведь последние годы наблюдается следующая тенденция — что все практически легальные производители подсаживаются на какие-то схемы. Все понимают, что как- то нужно выкручиваться. Сейчас работать очень тяжело», — сказал Анохин.
Сегодня в крае, по его словам, «работает по большому счету один завод — «Красноярская водочная компания». «Железногорск пока телепается, дай бог, они что-нибудь там придумают. Сейчас «Шушенская марка» встала, будем развивать бренды «Шушенской марки» на Красноярском водочном заводе, с тем чтобы нам объемы увеличить. Достигнута договоренность и с Матхановым (гендиректор ОАО «Байкалфарм». — Ред.), чтобы их бренды развивать в крае», — рассказал Анохин.
Руководитель ФГУ «Центр стандартизации» Василий Моргун выразил мнение, что
в стране так и не создано «социальной модели, которая не предполагает использования алкоголя».
«Мужчины не могут себя реализовать, им некуда приложить силы, и они входят в психологическое противоречие с действительностью, которое выражается в употреблении спиртного. Необходимо становление культуры взаимодействия с алкоголем.
На фоне действий по ограничению рынка требуется и создание социальной среды, которая позволяет людям жить без спиртного», — сказал Моргун.
В Красноярском крае остался только один работающий водочный завод
Он отметил, что качество алкогольной продукции, продающейся в магазинах края, до сих пор остается проблемой. Но на этот случай у Моргуна была припасена пара практических советов.
«Отличить качественную продукцию от некачественной при нынешнем уровне фальсификации невозможно или очень сложно. Я бы советовал семьям, которые любят употреблять крепкие спиртные напитки, на основе хороших брендов водок готовить разные настойки. Это для тех семей, которые стремятся к культурному потреблению.
Водку можно прямо в магазине открыть, попробовать и сразу вернуть — я обычно так делал раньше, когда сложно было найти хорошую водку даже в хороших магазинах. Открыл, почувствовал запах сомнительный, показал и оставил», — сказал Моргун.