Руководство края отправило в Москву согласованные цифры приема студентов на первый курс Сибирского федерального университета в 2013/14 учебном году.
В проекте плана приема от 20 марта согласовано 4825 бюджетных мест, в том числе по Гуманитарному институту по специальностям «философия» — 0 мест (в текущем учебном году было 15), «история» — 0 (было 15), «реклама и связи с общественностью» — 0 (было 15), «религиоведение» — 0 (было 15), «документоведение и архивоведение» — 0 (было 15), «история искусств» — 0 (было 15), «социально-культурная деятельность» — 0 (было 15). Резкому сокращению подверглись также бюджетные места в Институте филологии и языковой коммуникации СФУ.
Почему-то считается, что Красноярск — студенческий город. Три месяца назад губернатор Лев Кузнецов, передавая в Нью-Йорке генсеку ООН Пан Ги Муну проект создания международного гуманитарного центра «ООН — мой друг», говорил о том, что в Красноярске «около 150 тысяч студентов» и нашему городу «по силам большие международные проекты, наша молодежь талантлива, успешна, целеустремленна».
«Открытие в Красноярске международного гуманитарного центра под эгидой ООН станет толчком для перемен. Молодежь со всего мира получит возможность убедиться, что Красноярский край — не холодный и далекий регион, а территория бурного развития, где строятся современные города, есть качественная система образования, здравоохранения, культуры», — сказал губернатор.
«Новые современные города» на территории края, конечно, из области фантастики, но нам «по силам» любые проекты. А вот с «качественной системой образования» (про здравоохранение и культуру — особый разговор) и с количеством студентов губернатор погорячился.
Согласно официальной статистике в 2012/13 учебном году в крае (не только в Красноярске, но и в Норильске, Ачинске, Железногорске, Лесосибирске, других городах) обучаются 110 тыс. студентов, из них 98,8 тыс. человек — в государственных вузах и 11,2 тыс. — в негосударственных.
При этом только половина студентов государственных вузов края обучаются по очной форме. 54,56% платят за свое обучение (в европейских странах, кроме Великобритании, этот показатель в районе 5–8%). Причем доля «платников» в государственных вузах неуклонно растет. В 2000/01 учебном году первокурсников, принятых в госвузы края «с полным возмещением стоимости обучения», было 33%, в 2012/13 — 49,4%.
Получается, в Красноярске гастарбайтеров больше, чем студентов-дневников.
Никак подобная статистика не тянет на студенческий город. Неправда также — как заявляют краевые начальники, — что по количеству студентов Красноярск входит в двадцатку городов России. Вообще этим показателем гордиться странно, но на самом деле, занимая 13-е место в стране по численности населения, по абсолютному количеству студентов Красноярск находится в конце третьего десятка, пропустив вперед не только все «миллионники», но и совсем небольшие города.
Почти половина красноярских студентов учатся за деньги и только половина — по дневной форме обучения
sfu-kras.ru
А по основному показателю, то есть по количеству студентов на 10 000 населения, Красноярский край занимает 42-е место в России.
Вот наши соседи по Сибирскому и Дальневосточному округам: Бурятия — 20-е место, Иркутская область — 15-е, Омская –12-е, Новосибирская — 7-е, Томская – 3-е; Еврейская автономная область — 33-е, Приморский край — 24-е, Камчатский — 14-е, Хабаровский — 6-е, Магаданская область — 4-е.
Причем это данные Росстата по регионам, в пересчете на города Красноярск окажется в самом конце списка региональных центров. Чтобы совсем не расстраиваться, не будем сравнивать наши показатели с цифрами Канады, Норвегии или Кореи.
Если же брать структуру высшего образования в крае, то картина окажется еще плачевнее.
Самый большой вуз — СФУ — к сожалению, не является классическим университетом, это вуз прикладной. Месяц назад на мероприятиях в СФУ, посвященных Дню российской науки, директор Краевого фонда науки Андрей Иптышев говорил:
«В основном, конечно, абитуриенты идут на гуманитарные специальности. Но мы бы хотели, чтобы акцент переносился на инженерное образование. СФУ — на три четверти инженерный вуз, и нам очень важно, чтобы дети, которые хорошо успевают по физике и математике, ехали не в МГТУ имени Баумана, а поступали к нам».
Но даже директор фонда науки заблуждается: СФУ не на три четверти, а на шесть седьмых «инженерный вуз».
На гуманитарные специальности просто некуда «идти». 15 лет в России, по сути, уничтожалось гуманитарное образование.
Уже выросли целые поколения, совсем не знакомые с отечественной историей и культурой. В МГУ с прошлого года вынуждены были ввести обязательный предмет «русский язык и культура речи»: потому что студенты безграмотные. 70 лет назад, когда по всей стране открывались вузы, туда поступали не очень подготовленные люди, и Наркомпрос создавал специальные комиссии по борьбе с неграмотностью среди студентов. И вот в современную эпоху после всех достижений отечественного образования мы, по сути, вернулись к тому состоянию, с которого начиналась советская высшая школа.
22 ноября прошлого года Ученый совет филфака МГУ единогласно принял заявление «О реформе образования, ее итогах и перспективах». Состояние гуманитарного образования в средней школе и в вузах оценивается там как «национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции».
Подобных заявлений, разного рода открытых писем, петиций Путину и Медведеву за последние месяцы было много. Нельзя сказать, что власть никак на это не реагирует.
За это время был принят антинародный закон «Об образовании в Российской Федерации», Министерство культуры подготовило решение о закрытии своих научно-исследовательских гуманитарных институтов (Института истории искусств, НИИ культурного наследия имени Д.С. Лихачева, Института культурологи, созданного в военном 1943 г. Института искусствознания). Накануне Нового года Д.А. Медведев подписал «Дорожную карту» (распоряжение правительства № 2620-р от 30 декабря 2012 г.) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» , — такой поэтапный план ликвидации высшей школы.
До 2018 г. планируется сократить 140 тыс. преподавателей вузов (44%), увеличить нагрузку на 28% и т.п.
Министр образования Дмитрий Ливанов («Мистер Зло», как назвал его присутствовавший на комиссии Минобра экс-спикер Совета Федерации Сергей Миронов) сформулировал свою программу: за 2–3 года количество государственных вузов в России должно уменьшиться на 20%, кроме того, сокращению подвергнутся до 30-35% филиальной сети высших учебных заведений.
Провозглашен принцип приоритета «инженерных» специальностей и сокращения гуманитарных. За последний месяц закрыты уже десятки вузов и филиалов: в основном это педагогические вузы — пединститут Коми присоединили к Сыктывкарскому университету, Карельскую педакадемию — к Петрозаводскому университету и т.п.
В Красноярске гуманитарное образование никогда не было сильным.
Почти все мои знакомые обществоведы, журналисты, психологи, филологи моего поколения и старше — это люди, в основном приехавшие в Красноярск либо учившиеся в других городах. КГУ когда-то создавался и долгое время существовал вообще без гуманитарных специальностей; юридический факультет — не гуманитарный (по утверждению автора. — Прим. ред.). Это был странный университет, наверное, единственный не только в СССР, но и в мире университет без гуманитариев.
Но покойный ректор Вениамин Сергеевич Соколов был человеком государственного масштаба, он эту ущербность хорошо понимал, пытался строить гуманитарное образование, лично приглашал специалистов из Тарту, Москвы, Краснодара, Казани, других регионов — Т.В. Шмелеву, В.М. Паперного, М.С. Савельеву, других. Евгений Андреевич Лозинский 15 лет преподавал для всех факультетов КГУ свой уникальный курс «Основы музыкальной культуры», первые концерты Красноярского симфонического оркестра проходили в главном корпусе университета. Сейчас людей, которые стояли у истоков гуманитарного образования в университете, уже нет — кто умер, кто уехал из города, а то и из страны.
С механическим объединением красноярских вузов была полностью извращена неплохая идея федерального университета.
Шанс этот упущен, СФУ не стал классическим университетом. Гуманитарные специальности — а это меньше 5% в структуре СФУ — руководство вообще не интересуют. Такого положения гуманитариев нет ни в одном федеральном университете. Два года предпринимаются попытки закрыть кафедру всеобщей истории — слить ее с кафедрой отечественной истории.
Как говорила няня графу Потемкину, у которого была большая библиотека: «Зачем тебе столько книжек? Буковки-то одинаковые, возьми себе одну да и читай». Не только в относительных, но и в абсолютных цифрах студентов-гуманитариев в Красноярске меньше (даже в разы), чем в Иркутске и Томске, а также и в Кемерове, Барнауле, Улан-Удэ.
В Красноярске студентов-гуманитариев в разы меньше, чем в других городах
В текущем учебном году в СФУ было около 6000 бюджетных мест для первокурсников. Из них всего 87 были отданы Гуманитарному институту. Это на девять специальностей — философию, культурологию, искусствоведение, связи с общественностью и даже на прикладную информатику. Историкам в том числе дали всего 15 (в реальности 12) мест. Для сравнения: в Бурятском университете (а Улан-Удэ в три раза меньше Красноярска) в этом году из 1000 бюджетных мест 30 отдано историкам, а в целом гуманитарным специальностям — 229.
В России существует практика согласования региональными властями контрольных цифр приема в вузы.
Хотя сами вузы являются в большинстве федеральными учреждениями, правительства регионов как «заказчики» и работодатели определяют конкретные показатели. 25 марта Министерство образования проводит конкурс на установление вузам контрольных цифр приема в 2013 г. Очень странная процедура, потому что объемы для каждой специальности, формы обучения и каждого региона уже определены, и их можно распределить только между вузами (Прил. 1). А объемы эти устанавливаются с участием «государственного заказа».
Из этой таблицы видно отношение региональных властей к вопросам образования.
Там, где начальники отстаивают интересы региона, картина значительно лучше, чем в Красноярском крае. Для Красноярского края определены такие квоты по специальностям: «филология» — 11 человек, «психология» — 15, «лингвистика» — 24, «журналистика» —10, «религиоведение» — 2.
Многие специальности («история», «реклама и связи с общественностью», «социально-культурная деятельность» и др.) в квоте края вообще отсутствуют.
Нельзя сказать, что у наших соседей радужная картина, однако по сравнению с нашим краем ситуация там заметно лучше: Иркутская область («история» — 20 человек, «зарубежное регионоведение» — 18, «филология» — 25, «психология» — 25, «конфликтология» — 11, «реклама и связи с общественностью» — 23, «лингвистика» — 71 и т.п.); Кемеровская область («история» — 25, «психология» — 15, «филология» —48, «общественные связи» — 27, «социально-культурная деятельность» — 122), это не считая специальностей, которых в Красноярском крае вообще нет, а у соседей есть («народная культура», «библиотековедение», «музеелогия» и т.п.).
Губернатор Красноярского края, который говорит, что «нам по силам» международный гуманитарный проект ООН, ни разу не встречался с красноярскими историками, так же как с литературоведами и вообще с гуманитарной интеллигенцией.
Михаил Глебович Успенский как-то сказал в интервью: «Последний губернатор, который знал о моем существовании, был Зубов». Хотя Успенский — это национальное достояние всей России.
Нынешним властям история и культура края просто неинтересны. Гуманитарное образование под разговоры о «духовных скрепах» уничтожается по всей стране. Но власти Красноярского края и примкнувшее к ним руководство СФУ, безусловно, в пионерах.
Сергей КОМАРИЦЫН