22 января на Архитектурно-строительном форуме Сибири красноярские эксперты обсуждали современные подходы к организации городской среды. Участники сошлись на том, что наводить порядок в этой области нужно, и желательно побыстрее, но вот ответы на вечный вопрос — «куда тянуть?» — у всех оказались разные, и обсуждение в итоге уперлось в другой вечный вопрос: скифы мы все же и азиаты или нет.
Дискуссия о городской среде не дала ответов на вопрос, как все же следует застраивать Красноярск
По итогу дискуссии стало ясно, что единого мнения относительно того, как развивать и благоустраивать внешнюю среду Красноярска и с какой стороны браться за эту проблему, у экспертов и чиновников пока нет. Кроме того, выяснилось, что главный в этом вопросе исполнительный орган — департамент градостроительства мэрии — занимает и наиболее консервативную позицию.
Круглый стол стартовал с выступления министра строительства и архитектуры Красноярского края Владимира Цапалина, по мнению которого
все современные беды в организации городской среды идут от устаревшей нормативной базы.
«Старые нормы и требования уже не дают ответов на все вопросы, которые стоят перед нами сегодня. Приведу пример — при строящемся онкологическом центре, где будут работать 1 тыс. сотрудников и лечиться 1 тыс. пациентов, по градостроительным нормам положено 47 парковочных мест. Очевидно, что мы находимся на другом этапе автомобилизации. Потому начинать менять качество жизни граждан следует с изменений градостроительных нормативов проектирования», — сказал министр.
По словам министра, согласно действующим нормативам онкоцентру положены лишь 47 парковочных мест
С учетом его точки зрения неудивительно, что ему пришелся по душе доклад старшего преподавателя кафедры градостроительства института архитектуры и дизайна СФУ Ирины Федченко, рассказавшей, как регламентируется городская среда в постсоветском Дрездене.
По ее словам, там разработан 200-страничный документ — руководство по проектированию общественных пространств, которое подразделяет город на зоны по виду использования и для каждой зоны определяет допустимые виды оборудования для обустройства улиц и композиции из них.
К примеру, документом определено, в какой зоне какие использовать покрытия для велосипедных дорожек, дренажные системы, канализационные люки, остановки общественного транспорта, какие материалы можно использовать для оформления мест под посадки деревьев.
«В центре вы не встретите фонаря, который используется в спальном районе», — рассказала Федченко.
Кроме того, дрезденский регламент прописывает, где, как и какие виды уличной рекламы могут применяться в различных зонах.
«В Красноярске, где характерен хаотичный тип формирования внешней среды, тоже следует провести такую работу», — заключила Федченко.
Цапалин поддержал такой подход, заметив, что наличие регламентов позволяет застройщикам избавиться от зависимости «от конкретного чиновника и его настроения», и «что создание подобных регламентов — это идея, к которой надо стремиться».
Другие эксперты усомнились, что опыт Германии применим в родных пенатах.
«Нет ли у вас ощущения, что немцы построили у себя декоративную зону, и брать за основу Германию неправильно? Может, нам ближе азиатчина — ведь в нашей зоне даже бараки все стоят не так, как американские казармы, а сикось-накось? Как вы ни убеждайте, все равно мы будем красить фасады половой краской, и реклама у нас будет выглядеть круче фасада, как в Чайнатауне», — выразил свое мнение председатель Союза промышленников и предпринимателей края Михаил Васильев.
На что Федченко возразила: наводить порядок все равно надо, и неважно, кто мы — европейцы или азиаты.
Из доклада главного архитектора института «Красноярскгражданпроект» Антона Шаталова следовало, что корни проблем городской среды Красноярска — в устаревших подходах к вопросу, и улучшать качество жизни в городе нужно по-новому, с чистого листа.
Антон Шаталов ратует за пешеходов и велосипедистов
Шаталов сравнил Красноярск с Дубаем, «классическим городом для машин, где человеку на улице делать нечего».
«Как и жители Арабских Эмиратов, сибиряки в большинстве своем живут в интерьерах — так говорят приезжие. То есть в пределах жилища все хорошо, но за его пределами мы наблюдаем совершенно непонятное пространство, которое не имеет внятно акцентированных границ. Опальный дизайнер Артемий Лебедев определил зону комфорта россиянина обшивкой входной двери в квартиру, то есть подъезд мы уже не считаем зоной комфорта и не особо интересуемся тем, что там происходит», — сказал Шаталов.
В качестве примера плохой организации внешнего пространства он привел улицу Молокова.
«Здесь каждый дом имеет вокруг себя островок пространства, который в каждом конкретном случае организован по-своему — здесь парк, тут стоянка, там дорожка, и они каждый раз не попадают в створ друг друга. Это особенность нашей организации улиц.
По мнению архитекторов, сегодня Красноярск — город для машин, а не для людей
Створ ул. Молокова — 120 метров, все это пространство находится в собственности муниципалитета и должно приводиться им в порядок. Но поскольку это не единственная улица в городе, денег на это никогда не хватит», — обрисовал проблему Шаталов.
При правильной организации городской среды улицы «не могут быть бесконечно широкими и восприниматься как берега реки, которую не переплыть»: обе стороны улицы должны восприниматься как одно пространство.
По мнению Шаталова, «в городе, удобном для жизни, пешеходы и велосипедисты должны иметь полный транспортный приоритет,
следующим идет общественный транспорт и дальше —автомобиль».
«Пешеходный город — место, где легче всего увидеть людей, люди приходят туда гулять и тратить деньги, что дает импульс развитию малого бизнеса», — сказал Шаталов.
Выступления Шаталова и Федченко неожиданно раскритиковал глава департамента градостроительства мэрии Красноярска Андрей Лапицкий, который уверен, что
в условиях Сибири европейская модель обустройства городов применима разве что под землей.
«Я много слышал про велосипедные дорожки, но если вспомнить 80-е годы, когда автомобилизация была совсем не такой, как сейчас, не было практически машин и стояло 3 заправки в городе, а купить велосипед можно было за небольшие деньги, город отчего-то не был наполнен велосипедистами.
Надо понимать, что мы живем в Сибири, и у нас холодно. Кто у нас будет гулять часами по городской «ткани», которую мы так пышно разрисовываем, в 40-градусный мороз? Может, мы подумаем о каком-то подземном пространстве, о даунтауне? Мы можем часами о Дрездене говорить, но в Красноярске-то лучше не станет.
В 40-градусный мороз пустуют и центр, и окраины
И, уверяю вас, у нас очень много документов разработано, но встает второй вопрос — соблюдение законов», — заявил Лапицкий и предложил «сначала проанализировать существующие документы, а потом уже говорить о Дрездене».
При этом он признал, что анализировать эти документы — именно его задача.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru