12 апреля члены комитета ЗС по делам села и агропромышленной политике и приглашенные обсуждали проблему китайских теплиц на территории края.
«Китайская овощная угроза»: вид с вертолета
Со слов докладчиков нарисовалась почти апокалиптическая картина — реальные площади, занимаемые аграриями из КНР на территории региона, в 3, а то и в 5 раз превосходят учтенные,
Владислав Зырянов: в овощеводстве цветет коррупция
способы проверки качества овощей надзорными органами давно устарели, да и законов, позволяющих эффективно противостоять «китайской овощной угрозе», в крае нет.
Законотворцам в такой ситуации остается сравнивать себя с танцорами из известной пословицы.
Главный докладчик по вопросу — депутат Владислав Зырянов — опоздал на заседание комитета на полчаса. А явившись, вызвался напомнить коллегам историю вопроса.
По его версии, впервые депутаты ЗС заинтересовались проблемой китайских теплиц в 2008 г. Тогда они создали рабочую группу и выяснили, что
«нет ни одного вида законодательства, который бы эти аграрии не нарушали».
«Мы имеем на территории края 2 вида бизнеса — один легальный, который платит налоги и создает рабочие места, другой — темный, информацию о котором собрать сложно: на какой площади идет производство и т.д.
Чтобы понять масштабы бизнеса, мы попросили коллег полетать над окрестностями Красноярска и пофотографировать», — сообщил Зырянов. Свет в зале погас, на экране замелькали фотографии. Такие обычно выкладывают в блогах люди, летавшие на самолете над Китаем, — плотно, один к одному, ряды теплиц, уходящие за горизонт.
Сколько в крае китайских теплиц на самом деле, не знает никто
Зырянов меж тем вещал, что ровно год назад позицию борцов с китайскими теплицами поддержал губернатор края Лев Кузнецов, обнулив квоту для граждан КНР, работающих в сельском хозяйстве. Депутат сетовал, что порядка в этой сфере мешают добиться пробелы в законодательстве и отсутствие координации между ведомствами.
«По данным министерства сельского хозяйства, овощи в крае выращивают на площади 330 га. В то же время Россельхознадзор дает цифру, что только за 2011 г. обследовал 1,031 тыс. га, то есть разница — в разы», — привел пример Зырянов. Он посетовал, что
в этой сфере вращается «огромный поток черного нала», «на который покупаются чиновники, правоохранительные органы: коррупция цветет».
Каждый красноярец в год съедает овощей на 15 кг больше, чем средний россиянин
Для решения проблемы депутат предложил развивать в этой сфере легальный бизнес и разработать программу поддержки овощеводства в крае.
«И последнее: мы могли бы подготовить законопроект и выйти с ним в Госдуму, чтобы внести изменения в закон о лицензировании отдельных видов деятельности и выдавать лицензии на овощеводство в России», — сделал смелое предложение Зырянов, на этом закончив свое выступление.
Эстафету у депутата принял министр сельского хозяйства Леонид Шорохов, сразу обмолвившийся, что краевая программа производства овощей и так уже разработана и даже представлена вниманию депутатов еще в 2011 г. Однако отчего она не принята, из слов министра осталось неясным. Далее он перешел к статистике, согласно которой край — лидер СФО по производству (в 2010 г. доля региона составила 17,5%, в РФ — 2,2%). Основная часть овощей производится в частных хозяйствах населением — 94% в 2006 г., 88% — в 2011-м.
«Медицинская норма потребления овощей на душу населения составляет 120-140 кг в год. Потребность в овощах жителей края составляет 336 тыс. т в год, фактически мы произвели 263 тыс. в 2011 г. Потребление овощей жителями края ежегодно увеличивается: в 2010 г. оно составляло 116 кг на душу населения, что на 49% выше уровня 2000 г.
Жители края потребляют овощей на 15 кг больше, чем в среднем по России», — рассказал Шорохов.
Он признался, что поддерживает позицию депутата Зырянова касательно использования иностранной рабочей силы при выращивании овощей. По его словам, некоторые предприниматели полагают, что с нагрузкой, которой требует работа в теплицах, местные работники просто не справились бы, но назвал такую позицию необоснованной.
При этом официально, по его данным, к услугам гастарбайтеров прибегают лишь 2,8% от общего числа хозяйств, выращивающих в крае овощи. На деле же цифры совсем другие.
Единственное, на чем можно поймать нарушителей, — показатели загрязненности земель
«В Емельяновском районе посчитали приблизительное количество теплиц, каждая площадью 10-12 соток, если перемножить, получим 1 тыс. га. Но нам отчитались всего по 228 га. И отчетность в Емельяновском районе лучше, чем в других. Из 41 хозяйства в крае, привлекавшего иностранную рабочую силу, отчиталось 21, и урожайность овощей у них от 100 г до 20 кг с 1 кв. м. Это все и смешно, и грустно», — заключил Шорохов.
Руководитель Россельхознадхора по краю Александр Агапов посетовал, что в рамках существующего законодательства эффективно бороться с китайскими теплицами трудно. «Мы понимаем, что на самых ценных землях творится беспредел, но, к сожалению, не всё мы можем сделать», — начал он.
По словам Агапова, сейчас в федеральном и краевом законодательстве есть всего одна зацепка для борьбы с китайцами — выявление загрязненных земель. «Мы выявили порядка 1,5 тыс. га за последние 2 года, на 486 га есть судебные решения, которые запрещают выращивать там овощи и обязывают собственников провести рекультивацию земель, а 426 га — в судах.
Здесь хотелось бы обратить внимание, что Красноярский край не использует возможности собственного законодательства, которое способствовало бы более жесткому принятию мер. Мы разработали проект закона и правила использования земель, но они не приняты.
Какая борьба с китайцами? Чтобы бороться с китайцами, дайте нам закон», — потребовал Агапов.
Следом участников совещания удивил заместитель руководителя Роспотребнадзора Дмитрий Горяев, сообщивший, что некачественные овощи выращивают как раз местные аграрии, которые не привлекают к работам китайцев.
«Нарушения одинаковые и у тех, кто привлекает граждан КНР, и у тех, кто обходится своими силами.
Пестициды и химикаты в овощи
«толкают» не только китайцы
На всех предприятиях выявляются одни и те же нарушения — использование ненадлежащих химикатов и пестицидов, плохие условия труда и нарушения в оборудовании складов.
Что касается качества продукции, то за 2011 г. мы исследовали 394 пробы, из них только 20 не соответствовало нормам, и все несоответствия касались содержания нитратов. Из них 1 проба была завезена из-за рубежа, 4 — из-за пределов края, из Хакасии, все остальные произведены в хозяйствах, не привлекавших иностранную рабочую силу», — сообщил Горяев.
Он пожаловался, что найти хозяев китайских теплиц «очень сложно, а подчас невозможно» — юридический адрес не совпадает с реальным, отсутствуют контактные телефоны, — и предложил создать реестр сельхозпроизводителей, привлекающих граждан КНР.
На выступление Горяева эмоционально отреагировал депутат Зырянов, тут же разгромивший его по всем пунктам.
«Когда вы приходите к врачу и говорите, что у меня 2 недели болит голова, а он вам мерит давление и температуру и отвечает: «Иди работай, бездельник!», варианта два. Либо вы на самом деле бездельник и у вас голова от лени болит, либо вас очень плохо обследовали.
Я бы хотел обратить внимание на методы обследования продукции. Если мы будем применять ГОСТы 1962 г. в отношении предпринимателей, то всегда будет выходить, что их продукция безвредна.
А насчет реестра — это все равно что попросить наркоторговцев составить реестр, ведь это черный, нелегальный рынок!» — сказал Зырянов.
Сетовали участники обсуждения и на то, что в крае не организован рынок сбыта овощей, из-за чего чуть ли не 70%, а по некоторым данным, и 90% краевой продукции утекает за пределы региона.
Овощеводы жаловались, что в торговых сетях «люди не покупают картофель и овощи, опасаясь, что они будут кушать», и говорили, что конкурировать по ценам с китайскими теплицами легальному производителю сложно — из-за того, что «все подходящие земли вокруг Красноярска находятся у перекупов», а поля приходится брать в аренду по завышенной цене — и только на год.
«Удобрения работают 3 года минимум, мы их вносим, а на следующий год идем в другое место. Отсюда себестоимость, и мы не конкуренты китайцам», — отмечали участники рынка.
Устроители теплиц часто приезжают в край под видом туристов
Сошлись собеседники и на том, что обнуление квоты для граждан КНР, привлекаемых для сельхозработ, вряд ли поможет полностью решить проблему. Пока этот бизнес приносит прибыль, китайцы будут приезжать в край, декларируя при въезде другие цели, — например, по туристической визе.
И даже если полностью ограничить поток граждан из КНР, не факт, что в нелегальные теплицы не пойдут трудиться уже местные жители. «Уже под Минусинском находят программистов, которые работают в теплицах», — поведал Зырянов.
Итог обсуждению подвел председатель комитета Валерий Сергиенко. Он попросил участников за 3 дня составить список мер, которые можно было бы принять для решения проблемы — «от самых жестоких, типа Сталина и Берии, до самых цивилизованных и благовидных».
«Мы должны навести жесточайший порядок в землепользовании и заставить владельцев заниматься на этих участках только тем, что предписано.
Мы не можем справиться тут с тысячей китайцев, а если миллион придет? Не хочу, чтобы мы уподоблялись танцорам, которым не хватает умения танцевать. Давайте научимся», — подвел итог Сергиенко.
Александр Дегтярев
ДЕЛА.ru