Уголовное дело о хищении субсидий на красноярском заводе «Сибтяжмаш» наконец обрело обвиняемых. В списке следователей их двое — гендиректор предприятия Павел Лусников и министр промышленности и энергетики края Денис Пашков.
Однако, по сути, высокопоставленный чиновник — пока единственный кандидат на место на скамье подсудимых, потому что его предполагаемый сообщник уже почти год как скончался.
По версии следствия, именно Пашков и Лусников вместе с некими «неустановленными лицами» организовали преступную группу в целях хищения бюджетных денег
в рамках антикризисной поддержки машиностроительного комплекса края (см. подр. «Министра промышленности и энергетики Красноярского края Дениса Пашкова обвиняют в миллионных хищениях из бюджета»).
Программа создавалась ради благих целей — спасти предприятия от неминуемых проблем с загрузкой производственных мощностей в период экономической нестабильности. Как раз на тот момент крупные проблемы возникли у «Сибтяжмаша» — однако, как говорят в СКР, завод не мог претендовать на помощь из бюджета, потому что был признан банкротом.
Денис Пашков являлся одним из членов преступной группы, сообщил Следственный комитет
«Для того чтобы получить государственную поддержку, предприятие должно быть здоровым, — рассказал первый замглавы регионального управления СКР Александр Расстрыгин. — Если оно находится в состоянии банкротства, сразу повышаются риски того, что вложенные в него деньги не пойдут на благие цели, а моментально растворятся по чьим-то реальным или мифическим долгам».
В связи с этим, говорят в СКР, покойный Лусников — собственник ЗАО «Сибтяжмаш» и другого предприятия, которое на слух воспринимается также, но имеет иное название — ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» — придумал «схему увода денежных средств в собственный карман».
В правительство края были представлены документы о том, что ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» якобы осуществляет производственную деятельность. По словам Расстрыгина, первоначально заявке была дана отрицательная оценка, но этому заключению «не был дан ход». «По указанию Пашкова было составлено другое заключение — о том, что «ПО «Сибтяжмаш» соответствует условиям оказания ему господдержки», — сообщил первый замглавы СКР по краю.
По его словам, министр Пашков, гендиректор «Сибтяжмаша» Лусников и «неустановленные лица» действовали по предварительному сговору.
По версии следствия, осуществлять свой умысел они начали 19 декабря 2009 г. В министерство были предоставлены фиктивные договоры, бухгалтерские балансы, статистические формы о затратах ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» на производство оборудования.
А уже 22 декабря, то есть через три дня, на инвестиционном совете, который принимает решения о выдаче субсидий, Пашков и Лусников совместными усилиями ввели в заблуждение участников заседания.
В ходе своих докладов они сообщили, что ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» осуществляло деятельность, связанную с производством электрооборудования, в связи с чем понесло материальные затраты, а доля выручки от реализации готовой продукции составляет за предыдущие годы более 50% от общей выручки.
«И, соответственно, все начали воспринимать данное юридическое лицо как мощное производственное предприятие, в которое требуется вложить миллионы, чтобы оно процветало, — прокомментировал Расстрыгин. —
Но на самом деле ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» имело в штате 5 сотрудников, работающих по совместительству, и никаких производственных мощностей у него не было.
Однако последнее заключение было рассмотрено, и по нему приняли решение о необходимости заключения с ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» договора на оказание поддержки. По этому договору в несколько траншей юридическому лицу были перечислены бюджетные средства».
Обыск показал: министр промышленности и энергетики края был активным участником хищений
По словам Расстрыгина, полученные деньги Лусников использовал «по собственному усмотрению, а именно — на латание дыр в производстве, которое он возглавлял в другом юрлице — ЗАО «Сибтяжмаш». «То есть средства были израсходованы не на те цели», — заключил первый замглавы СКР по краю.
После выявления подлога было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Это произошло спустя год после того, как предприятию были перечислены последние деньги.
«Информация о причастности Пашкова была изначально, поэтому СКР и занимался этим делом, — подчеркнул Расстрыгин. —
Если бы это было рядовое мошенничество, то его бы расследовало МВД. Нам потребовалось время для того, чтобы подтвердить версию о причастности Пашкова
и установить обстоятельства совершения им хищения».
В марте этого года оперативники наведались с обыском в министерство промышленности, и, как заявил Расстрыгин, после изучения изъятого имущества у следователей появились основания для предъявления обвинения.
«Применялись меры по обыску, отысканию документов, в том числе в электронном виде, в компьютерной технике, которая была изъята в правительстве, — сказал он.
— Результаты этих следственных действий и позволили сделать вывод о том, что Пашков не только был осведомлен о совершении данных махинаций с бюджетными средствами, но и являлся активным участником их хищения.
Он давал указания подчиненным о перечислении денежных средств предприятию в порядке госпомощи, на которую оно не имело права».
В пятницу, 13 апреля, министру Пашкову было предъявлено обвинение.
По словам Расстрыгина, «Пашков не огласил своей позиции и взял время, чтобы ее сформировать». «Впоследствии он намерен дать показания», — продолжил Расстрыгин.
В СКР пояснили, что сейчас также пытаются найти похищенные деньги и как раз для этого зашли с обыском в офис ООО «Солярис» на ул. Марковского: эту компанию Пашков возглавлял с 1997-го по 2001 г., перед самым приходом в министерство.
Завод «Сибтяжмаш» получил самую большую среди предприятий краевого машиностроения господдержку
«Следственные действия проводятся не только чтобы уличить кого-то в преступлении, но и чтобы, в частности, получить информацию о местонахождении похищенного имущества, — сообщил первый замглавы СКР по краю.
— Ведь деньги могли быть переведены на счета отдельных предприятий и юридических лиц. Цель поиска имущества мы преследуем до сих пор и, я думаю, что-то все равно найдем».
Пашкову предъявлены обвинения в хищении 29 млн руб.
Правда, по словам Расстрыгина, окончательный объем средств ещё неясен и в ходе следствия может как увеличиться, так и уменьшиться. По крайней мере, сумме точно есть куда расти, ведь «Сибтяжмаш» получил самую большую в машиностроительном комплексе края господдержку — чуть менее 140 млн руб.
Павел Лусников умер при загадочных обстоятельствах
Насчет возможного пересмотра итогов проверки внезапной кончины гендиректора «Сибтяжмаша» Павла Лусникова в СКР сообщили, что у ведомства нет оснований сомневаться в выводах судебно-медицинских экспертов, которые констатировали отсутствие криминальных следов в смерти предпринимателя.
«Эти два факта не взаимосвязаны, — отметил Расстрыгин. — Разве что при поверхностном взгляде может показаться, что здесь что-то нечисто.
В принципе, все укладывалось в версию, что кому-то якобы было выгодно, чтобы Лусников вышел из игры и какую-то информацию унес с собой навсегда.
Однако обстоятельства смерти Лусникова неоднократно проверялись не только Следственным комитетом, но и прокуратурой.
И оснований не доверять выводам судебно-медицинской экспертизы и выводам следователя, который проводил проверку, на данный момент нет».
Между тем в СКР уже готовят документы, инициирующие отстранение Пашкова от должности министра. В ведомстве надеются, что суд рассмотрит ходатайство следователей и вынесет решение уже на этой неделе.
Антон Павлов
ДЕЛА.ru
Ранее по теме на ДЕЛА.ru: