статья

Конфликт между городcкой и краевой властью в Красноярске становится явным

События политической жизни последних месяцев складываются в довольно убедительную картину противостояния краевой и городской власти. Судя по всему, красноярская администрация столкнулась с серьезнейшим давлением со стороны краевого правительства, Заксобрания и ряда региональных подразделений федеральных структур. Ни на чем не настаивая, ДЕЛА.ru собрали факты в пользу этой версии и попытались разобраться в причинах происходящего.

Эдхам Акбулатов
Складывается впечатление, что в Красноярске обозначился конфликт между краевой и городской властью

История первая: парковки

Введение платных парковок в центре Красноярска для мэра города Эдхама Акбулатова является имиджевым и едва ли не главным во всей карьере градоначальника проектом – из тех, что должны будут вспоминать потомки вместе с незабвенной программой «Миллионному городу – миллион деревьев».

В рамках проекта город, в частности, предполагал закрыть парковочные карманы на магистральных улицах центра – Мира, Ленина и Маркса.

Однако в середине марта, за месяц до запуска проекта, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский словно бы в пику мэрии издал распоряжение, в котором рекомендовал до конца года не только не сокращать на этих улицах парковочные карманы, но и обеспечить размещение на них новых парковочных мест.

В мэрии, однако, от своих планов не отказались и с апреля запустили проект в прежнем виде, развесив знаки, запрещающие парковку на центральных улицах.

Возможно, проект и имел бы успех, подключись к его реализации сотрудники ГИБДД (краевого подразделения федеральной структуры, которое администрации города не подчиняется). В теории они могли бы в первые дни в ручном режиме наказывать нарушителей, стимулируя их к исполнению новых правил.

Однако госавтоинспекторы отчего-то предпочли этого не делать и от платных парковок демонстративно отстранились, показательно игнорируя даже тематические пресс-конференции, которые устраивала в первые дни реализации проекта мэрия.

Платная парковка
Главный проект мэрии, призванный избавить центр от пробок, встречает все большее противодействие

В итоге платные парковки стартовали в городе ни шатко ни валко, значительно подпортив репутацию городским властям среди автомобилистов.

К последовавшей травле красноярских чиновников, развернувшейся в обществе, внезапно подключилось региональное отделение проправительственного «Общероссийского народного фронта» – там опубликовали заявление, в котором назвали проект «сомнительным» и констатировали «крайнюю непопулярность внедренной системы, имеющей нелогичную структуру и приводящей на сегодняшний день только к отрицательным эффектам».

Законодательное собрание края, которое должно было в теории как можно скорее установить отдельным законом ответственность автомобилистов, паркующихся на платных парковках бесплатно, городу тоже не помогло. После обсуждения законопроекта депутатами и чиновниками мэрии последние решили его отозвать и доработать, еще более усугубив тем самым сомнения в успешности платных парковок в долгосрочной перспективе.

История вторая: памятник Лебедю

Конфликт вокруг установки памятника экс-губернатору края Александру Лебедю развивается в публичном пространстве с февраля. Фигуру генерала в полный рост в парадной военной форме с орденами и двумя военными машинами по бокам планируется установить у сборного пункта военного комиссариата края на ул. Деповской.

В марте в ходе сессии Заксобрания против установки памятника выступили депутаты Олег Пащенко и Анатолий Быков, мотивируя свою позицию тем, что период правления Лебедя в Красноярске можно оценивать по-разному.

Не остался в стороне от обсуждения и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский – он заявил, что «любая установка памятника предполагает прохождение ряда процедур и согласований, которые в данном случае не проводились». Его позицию тогда поддержал и Усс, сказав, что принимать решение по установке монумента должна профильная комиссия мэрии Красноярска.

Несмотря на довольно прозрачные намеки краевых властей, в конце марта та самая комиссия инициативу по установке памятника неожиданно одобрила.

2 апреля городской власти и Эдхаму Акбулатову лично был послан очередной сигнал – в виде открытого письма за подписью в том числе спикера Заксобрания Александра Усса и членов ранее существовавшего блока «Наши». В письме мэра просили еще раз подумать о целесообразности установки памятника Лебедю в Красноярске.

На этом Усс не остановился и в начале нынешней недели заявил, что его «охватывает чувство ужаса, какие люди руководят нашим городом, с каким уровнем мышления». Кого именно он подразумевает, Усс конкретизировать отказался, но отметил, что пугают его именно планы города поставить памятник покойному генералу.

Однако и после этого в городской администрации, похоже, не сдались. В конце прошлой недели первый заместитель главы города Андрей Игнатенко заявил, что, согласно социологическим опросам, 62% красноярцев установку спорного монумента одобряют.

Чем закончится эта схватка, пока не ясно – зато ясно, что по вопросу установки монумента город неожиданно проявил жесткую позицию, подвинуть с которой его пока не удается.

История третья: уличная торговля

А вот кампанию по борьбе с уличными торговцами город после вмешательства губернатора покорно прекратил, изменив свои убеждения на противоположные.

Заняв пост градоначальника, Акбулатов по примеру московских властей провозгласил курс на борьбу с временными сооружениями и уличными базарами. Мэр неоднократно подчеркивал, что торговля в Красноярске должна приобрести более современные формы и уйти с улиц в стационарные помещения, в том числе на первых этажах капитальных зданий.

Изменения не заставили себя ждать – с городских улиц действительно начали исчезать расплодившиеся при Петре Пимашкове павильоны, было закрыто несколько рынков.

Обиженные и угнетенные ларечники обратились за спасением к на тот момент еще врио губернатора Толоконскому, который встал на их защиту и принялся активно восстанав­ливать утраченные позиции уличной торговли, заодно сводя на нет все начинания мэра.

Уличная торговля
Администрация раньше разгоняла уличные рынки, а теперь строит прилавки тут и там

В сентябре Толоконский под знаменем борьбы с кризисом поручил чиновникам повысить частоту проведения городских ярмарок, сделав их более массовыми и изобилующими продуктами по доступным расценкам, количество мест продаж увеличить в разы, а продавцам разрешить реализовывать свой товар прямо из машин.

Красноярская мэрия поручения послушно исполнила – и уже спустя 2 недели отчитывалась о двукратном увеличении количества мини-базаров для продажи сельскохозяйственной продукции на улицах. А ближе к концу года красноярские ларечники отвоевали у мэрии право на бесплатное продление договоров на использование земельных участков.

В общем, при непосредственном участии Толоконского кампания мэра по борьбе с уличной торговлей оказалась благополучно забыта.

История четвертая: маршрутная сеть

Этот сюжет по количеству поворотов пока вчистую проигрывает трем предыдущим, но в перспективе может получить развитие.

Реформа городской маршрутной сети является для красноярской мэрии очень болезнен­ной темой. Попытку перестроить схему маршрутов общественного транспорта городские власти предприняли в начале 2014 года, предложив сократить несколько протяженных и дублирующих другие направления маршрутов. Горожане против инициатив чиновников восстали, и те на фоне протестов реформу с позором свернули.

Однако в марте этого года Толоконский своим распоряжением поручил городу в срок до 1 июля вновь рассмотреть вопрос об оптимизации маршрутной транспортной сети «в части сокращения протяженности и количества маршрутов» регулярных перевозок транспорта общего пользования.

Тем самым губернатор словно бы подталкивает мэрию к новому конфликту с населением города,

а именно, с той его частью, которая еще не обозлилась на красноярских чиновников из-за проекта платных парковок.

Причины

Самая очевидная и лежащая на поверхности версия такова. Толоконский с самого своего прихода на пост губернатора последовательно проводит политику централизации власти в регионе и замыкания ее на свою персону. Важнейшей вехой в этом направлении стало принятие законопроекта об отмене прямых выборов мэра, который практически свел на нет возможность появления независимых руководителей на уровне муниципальных образований.

Эдхам Акбулатов
Красноярский мэр демонстрирует лояльность краевой власти, в том числе по вопросу прямых выборов

Можно предположить, что Акбулатов, избранный еще по прежней системе и имеющий в городе значительный политический вес, в новую модель, создаваемую Толоконским, отчего-то не вписался,

из-за чего до него сейчас всеми доступными способами и доносят, что сильный и самостоятельный мэр в краевом центре региональной власти не нужен.

Версия эта отнюдь не идеальна, поскольку публично Акбулатов постоянно демонстри­рует лояльность краевой власти. Ярче всего это проявилось в изменении его позиции по тем самым прямым выборам мэра – сначала он выступал за их сохранение, но затем буквально за неделю свое мнение пересмотрел, заявив депутатам, что отстаивать прямые выборы не готов, и система власти должна быть выстроена в вертикаль «во благо жителей».

Другая версия – что никакого конфликта между городом и краем нет вовсе.

Ее придерживается политолог Сергей Комарицын. По его мнению, причина всего происходящего в том, что Акбулатов Толоконскому просто не нравится.

«Никакого конфликта между городской и краевой властью не существует, так как конфликт – это противоборство, противодействие участников. Смешно говорить о каком-то противодействии со стороны города, там тотальное подчинение. Город полностью потерял политическую самостоятельность, в нем не принимается никаких принципиальных решений.

У Толоконского неизлечимая новосибирская ментальность

– 72% населения области живет в Новосибирской городской агломерации, и там же сосредоточен весь экономический потенциал. Там все по-другому, нет северов, нет других крупных городов и прочего, и Толоконский новосибирский опыт переносит на наш край: процентов 80 его выступлений так или иначе касаются сугубо городских проблем. И он будет заниматься городом, потому что по-другому он не может.

По какой-то непонятной причине ему не нравится действующий мэр. Но политической подоплеки тут нет. За все почти 400 лет истории Красноярска Эдхам Шукриевич – самый исполнитель­ный, самый лояльный и ориентирующийся на краевые власти градоначальник.

Виктор Толоконский
По мнению Комарицына, Толоконскому просто не нравится Акбулатов – и никакого конфликта нет Фото А. Бурмистрова

Политический ресурс всенародно избранного главы такого города, как Красноярск, сопоставим с ресурсом губернатора. Существуют объективные противоречия между регионами и региональными центрами по всей стране. Часто противодействие приобретает персональный характер, что мы наблюдали в последние двадцать лет во многих регионах, в том числе, кстати, и в Красноярске, и в Новосибирске, не говоря уже о Челябинске, Омске или Екатеринбурге.

С точки зрения социологии политики конфликт – явление закономерное и позитивное, это один из решающих факторов социального развития. Но это не про нынешнее руководство Красноярска. Ни по одному из принципиальных вопросов защиты интересов города и его населения, начиная с проблемы всенародных выборов, руководство города не занимало самостоятельную позицию».

Александр ДЕГТЯРЕВ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Многодетным семьям Красноярского края добавят меры поддержки Накануне в Заксобрании Красноярского края состоялось заседании сессии регионального парламента. Депутаты в первых и вторых чтениях приняли целый ряд социальных…

В Красноярске стартовал 15-й Сибирский энергофорум Свыше ста участников – топ-менеджеров крупных энергетических компаний, ученых и бизнесменов будут обсуждать актуальные вопросы как большой, так и малой энергетики.

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).