Зачем Красноярскому краю медицинские округа и кого могут сократить
В Красноярском крае продолжаются структурные и административные изменения, обусловленные муниципальной реформой июня-2025. Одна из самых «болезненных» сфер – здравоохранение: именно здесь у жителей глубинки возникает больше всего вопросов. Слухи и домыслы постарался развеять глава краевого минздрава Алексей Коноваленко в прямом эфире 4 февраля. Разбираемся, чего ждать больницам и пациентам.
Это не реформа
Поднимая тему создания медицинских округов, министр подчеркнул, что это «не реорганизация и не реформа, как говорят жители».
«Для нас создание медицинских округов – это изменение модели управления. Реформа – это про закрытия, ликвидацию, очень серьезные перемены. В нашем же случае в первую очередь меняется модель управления, причем не в медицинской деятельности, а в административной: например, в том, что касается закупок, бухгалтерии, юридической службы.
А в части медицинской деятельности – это изменения, направленные на совершенствование той самой трехуровневой системы, которая уже много лет развивается в стране, а в крае – с 2014 года», – пояснил Коноваленко.
К одному уровню
Суть трехуровневой системы медобслуживания населения состоит в том, что есть первичное звено: ФАПы, врачебные амублатории, районные больницы. Есть второе звено – межрайонные центры, и третье – клинические больницы Красноярска.
«А в последние несколько лет появился и четвертый уровень, федеральные центры. Лет пять назад направить пациента в федеральную клинику было значительно сложнее, чем сейчас, когда медучреждения сами выходят на нас и предлагают забрать сложнейших больных», – отметил министр.
По его словам, совершенствование системы в первую очередь касается взаимодействия районных и межрайонных медучреждений.
«С этим есть определенные сложности. Райбольница полностью обеспечить потребности пациента не может по объективным причинам: там достаточно узкий круг специалистов для оказания первичной помощи или диагностики. А межрайонная больница зачастую несет больше ответственности за свое прикрепленное население, нежели за население прикрепленных к ней районов.
Наша задача – стереть эти границы, чтобы помощь была равнодоступной. В межрайонных центрах – поднять уровень медпомощи, внедрить те технологии, которые доступны в Красноярске», – обозначил главные моменты Алексей Коноваленко.
В качестве примера он привел такие вмешательства, как протезирование тазобедренного сустава, лечение катаракты и другие, отметив, что эндоскопические операции уже стали нормой во многих районах.
Кого все же уволят
Главные опасения жителей края – это так называемая оптимизация, под которой подразумеваются сокращения персонала.
И это действительно возможно: в отношении административного звена.
«Что касается административно-управленческого персонала, занятого немедицинской деятельностью, то тенденция последних лет во всех отраслях экономики – это переход отдельных категорий на дистанционную работу, централизация», – сообщил Коноваленко.
Так, по его словам, централизуются бухгалтерии органов власти и система закупок, где порой несколько субъектов РФ объединяются для закупки дорогостоящего оборудования единым блоком: «во-первых, чтобы снизить издержки, а во-вторых, потому что с крупными поставщиками работать всегда проще.
Словом, «в части медицинских организаций будет примерно такая же история. У нас намечена централизация отдельных видов деятельности. Такие изменения будут», – пообещал министр.
Тем более что сегодня, к примеру, вести бухгалтерский учет можно «находясь фактически в любой точке мира».
Но при этом медицинским чиновникам собираются помочь с работой.
«По всем сотрудниками будем отрабатывать ситуацию и со службой занятости, и с администрациями, чтобы максимально предложить им трудоустройство», – заверил главный по здравоохранению.
Что закроют
Одна из слушательниц прямого эфира спросила, зачем понадобилось закрывать Бородинскую горбольницу: «не у всех есть возможность добираться до Канска». На это министр ответил, что о закрытии больницы в Бородино планов нет: «это эмоции на уровне слухов». Он заверил, что
все больницы, ФАПы, врачебные амбулатории, – любая медицинская инфраструктура сохранится.
«В рамках создания медицинских округов мы точно ничего не собираемся убирать», – заверил Алексей Коноваленко.
Однако «медицина всегда привязана к количеству населения». И в Красноярском крае в советское время было много районов, где предполагался его рост. Но «что-то пошло не так», население уменьшилось. Так что в таких населенных пунктах требуется «организовать то самое взаимодействие с другими больницами, с краевым центром».
«Закрытия происходят в любой отрасли постоянно. И в здравоохранении небольшие участковые больницы, врачебные амбулатории, если там фактически не осталось населения, преобразовываются в более мелкие структурные подразделения», – заключил министр здравоохранения края.
Пока край только готовится к переходу на новую структуру управления в медицинском обслуживании. Какой будет конфигурация округов, как выстроится структура руководства ими – неизвестно. Но, возможно, изменения начнутся уже в этом году.