Атомный ледокол впервые провел судно на Енисей «вплотную»
В середине января в Красноярском крае, в морском порту Дудинка, завершилась уникальная проводка дизель-электрохода по плотным арктическим льдам. Впервые атомоход провел судно высокого ледового класса методом буксировки «вплотную».
О достижении рассказали в «Росатоме». Универсальный атомный ледокол «Сибирь» Росатомфлота провел судно «Норильский никель» класса Arc7 по восточному сектору Арктики.
По массивным льдам в суровый мороз
Дизель-электроход принадлежит «Норникелю». Как рассказали в компании, крупный сухогруз следовал в Дудинку из порта Певек на Чукотке. Переход занял 10 суток, его длина составила более 2162 морских миль. Перед этим «Норильский никель» доставил в Певек топливо, продовольствие и строительные материалы.
В «Норникеле» отмечают, что их судно может самостоятельно передвигаться во льдах толщиной до 1,7 метра. Однако этого хватает, например, для Карского моря, но в Восточно-Сибирском условия другие: лед массивнее, а погода меняется быстрее. Так что для проходки до Енисея потребовался ледокол.
И впервые на этот раз был использован особый способ проводки – нос ведомого судна буквально прикрепили к кормовому вырезу ледокола.
Буксировка вплотную является технически сложной операцией: необходимы точность каждого движения и полная слаженность работы экипажей. Кроме того, сверхпоздняя проводка велась в экстремальных погодных условиях – поэтому к операции готовились заранее.
Отработали на тренажере
Так, капитан «Сибири» Константин Келарев с коллегами из ФГБУ «Главсевморпуть» отрабатывал проводку в Санкт-Петербурге на тренажере универсального атомного ледокола проекта 22220 (к которому относится и «Сибирь»).
Это помещение полностью имитирует ходовую часть мостика ледокола, а внутри установлено навигационное оборудование, идентичное реальному, работающему на атомоходе.
Тренажер позволяет отрабатывать различные сценарии, включая буксировку, околку застрявшего судна ото льда, прохождение по Морскому каналу Обской губы (залива Карского моря) и заводку судов на ледовые площадки в припае Енисея.
Оборудование позволяет воссоздать бесконечное число вариаций ледовой обстановки в любой точке Севморпути и в перспективе может использоваться для проверки решений об оптимальных маршрутах для ледоколов и судов ледового класса.
Безупречная слаженность
Тренинг прошел успешно – так же завершилась и реальная операция по ледовому сопровождению дизель-электрохода в порт Дудинка.
«Экипаж атомного ледокола «Сибирь» совершил уникальную проводку. Работа требовала высочайшего профессионализма, учета конструктивных особенностей ледокола и судна «Норильский никель», а также безупречной координации действий экипажей двух судов. С уверенностью могу сказать, что эта проводка – еще одно подтверждение высокого доверия к работе атомного ледокольного флота и формирование новых горизонтов для нашей совместной работы», – отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов.
Кстати, по его словам, впервые в истории арктического судоходства в акватории Севморпути работают 8 атомных ледоколов. И это вполне согласуется с большими задачами комплексного развития Арктической зоны России.
Работа на перспективу
Напомним, что в стране существуют грандиозные планы по развитию перевозок по Севморпути. Так, к 2028 году, предполагают власти, только для Красноярского края они могут вырасти вдвое.
СМП – единственная транспортная сеть, которой Россия пользуется полноправно и независимо без согласования с другими странами. При этом маршрут транспортировки грузов, например, из Юго-Восточной Азии в порты Западной и Северной Европы через Севморпуть, длина которого составляет 5,6 тыс. км, короче на 9‑11 тыс. км, чем путь через Индийский океан и Суэцкий канал.
До 2035 года объем инвестиций в развитие проекта СМП оценивался в 1,8 трлн рублей со строительством 10 ледоколов, 116 сверхновых грузовых судов ледового класса, 14 морских портов и терминалов. Развитие предстоит, например, и круглогодичному арктическому порту Дудинка на Енисее, откуда миллионы тонн грузов ежегодно отправляет «Норникель».
Красноярскому краю, таким образом, в планах для наращивания грузопотока по Севморпути отводится немалая роль.
Енисей делит СМП на две части – западную и восточную, которые значительно различаются по условиям плавания. И в первую очередь на перспективу речь идет об освоении «восточного коридора» с доставкой грузов в страны Азии.
«Успешная модернизация инфраструктуры портов Диксон и Дудинка, создание на их базе мультимодальных хабов будет способствовать повышению безопасности мореплавания и наращиванию транзита грузов в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также решению социально-экономических задач, прежде всего созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры региона, повышению уровня жизни населения», – отмечал летом во время визита в Красноярский край помощник президента и председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
А что касается, например, сверхпоздних проводок, то ранее глава государства заявлял о планах запустить на всем протяжении СМП, включая восточный сектор, круглогодичную навигацию. Однако условия навигации и, например, необходимость иногда буквально буксировать каждое коммерческое судно отдельным атомным ледоколом оставляет вопросы о рентабельности массовых перевозок в самые суровые зимние месяцы.