Проблема подключения к электрическим сетям в Красноярском крае сдвинется с мертвой точки
За круглым столом в региональном штабе Народного фронта обсудили результаты работы по обращениям жителей Красноярского края, поступившим на прямую линию Президента России в декабре прошлого года. Во встрече принял участие директор филиала «Россети Сибирь» – «Красноярскэнерго» Антон Лукин.
Не секрет, что проблема подключения к сетям в крае существует давно, и порой заявителям приходится ждать годами. Этому есть объективные причины, и в отрасли пытаются найти решения.
Как рассказал руководитель филиала компании, за период с декабря прошлого года под особым контролем энергетиков находилось около 46 обращений. Они касались различных аспектов: технологического присоединения, качества электроснабжения, повышения мощности, бесхозных сетей и других тем. Больше всего вопросов поступило по льготному технологическому присоединению. На сегодняшний день часть из договоров уже исполнены, по одному выполнены мероприятия и готовится документация, еще по одному ведутся работы по приемке сетей, а исполнение оставшихся запланировано на первое полугодие 2026 года.
Антон Лукин пояснил причины такого графика:
«Связано это с тем, что мероприятия по техприсоединению данных потребителей дорогостоящие, с капитальными затратами. На примере поступивших обращений можно отметить, что только 10% расходов по ним – это средства заявителей, а фактические затраты, которые мы несем как сетевая организация, составляют порядка 26 миллионов рублей. Плата по договорам технологического присоединения покрывает лишь 10% реальных затрат на их реализацию, что иллюстрирует масштаб дополнительного финансирования со стороны компании. Но благодаря регуляторному соглашению, которое мы подписали совместно с министерством тарифной политики, поэтапно будут исполнены как накопленные, так и текущие обязательства перед потребителями».
Напомним, регуляторное соглашение, которое начнет действовать с 2026 года, предусматривает дополнительное финансирование электроэнергетического комплекса региона на ближайшее десятилетие.
В развитие электроэнергетики края будет вложено около 70 млрд рублей:
соглашение об этом подписали «Россети Сибирь» – «Красноярскэнерго» и министерство тарифной политики региона. Документ согласовала Федеральная антимонопольная служба. Вложения позволят обновить энергетическую инфраструктуру.
Цель соглашения – повысить прозрачность и эффективность тарифного регулирования, обеспечить надежность работы электросетевого комплекса и качество оказания услуг потребителям.
«Средства будут направлены на обновление и ремонт электросетевого хозяйства в Красноярском крае, модернизацию подстанций разных классов напряжения и строительство новых энергообъектов. Соглашение также позволит реализовать комплекс мероприятий по исполнению договоров льготного технологического присоединения и предотвратить рост накопленных обязательств для льготной категории потребителей, нуждающихся в подключении к сетям», – пояснил ранее Антон Лукин.
Министр тарифной политики края Александр Ананьев отметил:
«За эти два месяца сетевой организацией было выполнено столько же, сколько за десять предыдущих. Поэтому если не снижать темпов и работать эффективно, мы дождемся позитивных изменений в отрасли в самое ближайшее время».
На встречу также пришли жители, которые ждут подключения к сетям в садоводческих товариществах (СНТ). Участники обсудили, что комплексный подход, когда заявка подается председателем СНТ на общую мощность, а не точечно от каждого собственника, делает процесс значительно эффективнее и быстрее.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Красноярского края Ольга Загитова подчеркнула, как важно усилить взаимодействие компании с заявителями, в том числе с представителями малого и среднего бизнеса. По ее мнению,
более доступная обратная связь и улучшение качества услуг помогут решать большинство вопросов путем переговоров.
Председатель комитета по экономике и налоговой политике Законодательного собрания края Егор Васильев подвел итог заседания круглого стола:
«К сожалению, мы видим, что жалоб меньше не становится, но понимание по текущей ситуации есть, и наша задача – совместно и планомерно работать над тем, чтобы она выровнялась. Однако обнадеживает открытость руководства компании, смелость обсуждать свои проблемы непосредственно с недовольными потребителями, готовность работать для изменения положения дел».
Он также отметил, что судя по статистике обращений, большинство вопросов по качеству электроэнергии компанией решаются или уже решены. И теперь необходимо аналогичным образом решить проблемы с техприсоединением потребителей.