Полноценные новости Красноярского края

Северо-Сибирскую железную дорогу пока строить не будут

Власти отказались от идеи строительства Северо-Сибирской железной дороги (Севсиба), которая могла обеспечить транспортные связи добывающих регионов с Северным морским путем. Ее маршрут должен был пройти и через Красноярский край:  Средний Енисей и Нижнее Приангарье. Причина отказа – нереально высокая стоимость объекта, которая оценивается в более чем 50 трлн рублей.

Новая железная дорога сквозь сибирские просторы выходит очень дорогой, а окупаемость ее пока не очевидна

О том, что строить магистраль из двух основных участков:

  • от Нижневартовска до Белого Яра и далее через Лесосибирск до Усть-Илимска с выходом на БАМ и
  • от Таштагола до китайского Урумчи (южный меридиональный ход)

сегодня нецелесообразно, сообщил в письме президенту Владимиру Путину вице-премьер Виталий Савельев, пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственный источник.

Основным грузом что на существующем Южном ходе Транссиба, что на предлагаемом для строительства Северном ходе, должен быть уголь из Кемеровской области и Хакасии

Именно дороговизна строительства в условиях сложного рельефа и местами вечной мерзлоты стала причиной отказа от идеи, тем более что инвестпрограмма ОАО РЖД опять весьма незначительна: вложения на 2026 год предполагаются в объеме не более 1 трлн рублей.

Севсиб в планах прошлых лет

Напомним, что президент России поручал правительству совместно с РЖД, властями Кузбасса и РАН представить доклад о Севсибе еще в 2023 году, а оценка целесообразности проекта предполагалась как раз в 2025 году согласно плану реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2035 года.

Вот такой маршрут собственно самого Севсиба в узком смысле обсуждался изначально. Железная дорога должна была в широтном направлении соединить существующие тупиковые ответвления от основного хода Транссиба на север. Порт на Енисее в Лесосибрске дает выход на Севморпуть через Дудинку и Диксон

Впрочем, разговоры о необходимости еще одной широтной железной дороги через Центральную Сибирь на Дальний Восток идут давно, еще с советских времен. Новая магистраль позволила бы уменьшить нагрузку на железнодорожные объекты Восточного полигона и создать выход с Транссиба к Севморпути для транспортировки на экспорт угля и других полезных ископаемых из Западной Сибири, Кемеровской области и прочих ресурсных регионов в страны Юго-Восточной Азии.

Сейчас железная дорога на севере Красноярского края не доходит до берега Ангары. Возведенную около Богучан мостовую переправу сразу строили с запасом – опоры позволяли в будущем разместить здесь и железнодорожные пролеты. Но ветку от Карабулы до ст. Ярки длиной в 44 км с тех пор так и не могут достроить

Самым обсуждаемым вариантом трассы является участок от Нижневартовска до Усть-Илимска длиной около 2 тыс. км. Его предполагали спроектировать еще в 2016 году, затем работы отложили. При этом, напомним, мост через Ангару около села Богучаны в 2011 году строили сразу с возможностью будущей установки железнодорожных пролетов.

Севсиб на юг

Вторая часть рассматриваемого варианта нового железнодорожного маршрута должна была пройти от Таштагола в Кемеровской области через границу с Китаем, между Казахстаном и Монголией, со строительством двух тоннелей под Алтайскими горами. До реализации проекта так и не дошло, и причины те же: огромная цена работ.

Проект Севсиба рассматривался совместно с прокладкой железной дороги все из того же Кузбасса через горы Алтая прямиком на юг. Это альтернативный по отношению к варианту через Западные Саяны (Кызыл – Курагино) маршрут. Но здесь горы повыше, и тоннели выходят еще более сложными и дорогими, чем саянские

Тем не менее, по мнению экспертов «Ъ», чтобы обеспечить Северный морской путь транспортной инфраструктурой, строить Севсиб все равно придется. Правда, не в ближайшие годы. Поскольку, как писали ДЕЛА, даже существующая 274‑километровая ветка от ст. Ачинск (основного хода Транссиба) до Лесосибирска с его мощным речным портом имеет задел для куда большей провозной способности и при нынешней инфраструктуре.

Сейчас все силы и средства РЖД брошены на расширение пропускной способности (строительство вторых путей, новых тоннелей и мостов) на Южном ходе Транссиба через Восточные Саяны, а также на расширение БАМа. Так что новые грандиозные проекты пока откладываются на неопределенный срок

Не далее как сегодня в Красноярском крае при губернаторе был создан Морской совет: чтобы координировать работу по наращиванию грузопотоков на Севморпути водным транспортом через порты на Енисее. Строительство же новых железнодорожных транспортных коридоров, как видим, поставлено на паузу.

Еще по теме о трассе Курагино –Кызыл – Монголия – Китай: