Северо-Сибирскую железную дорогу пока строить не будут
Власти отказались от идеи строительства Северо-Сибирской железной дороги (Севсиба), которая могла обеспечить транспортные связи добывающих регионов с Северным морским путем. Ее маршрут должен был пройти и через Красноярский край: Средний Енисей и Нижнее Приангарье. Причина отказа – нереально высокая стоимость объекта, которая оценивается в более чем 50 трлн рублей.
О том, что строить магистраль из двух основных участков:
- от Нижневартовска до Белого Яра и далее через Лесосибирск до Усть-Илимска с выходом на БАМ и
- от Таштагола до китайского Урумчи (южный меридиональный ход)
сегодня нецелесообразно, сообщил в письме президенту Владимиру Путину вице-премьер Виталий Савельев, пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственный источник.
Именно дороговизна строительства в условиях сложного рельефа и местами вечной мерзлоты стала причиной отказа от идеи, тем более что инвестпрограмма ОАО РЖД опять весьма незначительна: вложения на 2026 год предполагаются в объеме не более 1 трлн рублей.
Севсиб в планах прошлых лет
Напомним, что президент России поручал правительству совместно с РЖД, властями Кузбасса и РАН представить доклад о Севсибе еще в 2023 году, а оценка целесообразности проекта предполагалась как раз в 2025 году согласно плану реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2035 года.
Впрочем, разговоры о необходимости еще одной широтной железной дороги через Центральную Сибирь на Дальний Восток идут давно, еще с советских времен. Новая магистраль позволила бы уменьшить нагрузку на железнодорожные объекты Восточного полигона и создать выход с Транссиба к Севморпути для транспортировки на экспорт угля и других полезных ископаемых из Западной Сибири, Кемеровской области и прочих ресурсных регионов в страны Юго-Восточной Азии.
Самым обсуждаемым вариантом трассы является участок от Нижневартовска до Усть-Илимска длиной около 2 тыс. км. Его предполагали спроектировать еще в 2016 году, затем работы отложили. При этом, напомним, мост через Ангару около села Богучаны в 2011 году строили сразу с возможностью будущей установки железнодорожных пролетов.
Севсиб на юг
Вторая часть рассматриваемого варианта нового железнодорожного маршрута должна была пройти от Таштагола в Кемеровской области через границу с Китаем, между Казахстаном и Монголией, со строительством двух тоннелей под Алтайскими горами. До реализации проекта так и не дошло, и причины те же: огромная цена работ.
Тем не менее, по мнению экспертов «Ъ», чтобы обеспечить Северный морской путь транспортной инфраструктурой, строить Севсиб все равно придется. Правда, не в ближайшие годы. Поскольку, как писали ДЕЛА, даже существующая 274‑километровая ветка от ст. Ачинск (основного хода Транссиба) до Лесосибирска с его мощным речным портом имеет задел для куда большей провозной способности и при нынешней инфраструктуре.
Не далее как сегодня в Красноярском крае при губернаторе был создан Морской совет: чтобы координировать работу по наращиванию грузопотоков на Севморпути водным транспортом через порты на Енисее. Строительство же новых железнодорожных транспортных коридоров, как видим, поставлено на паузу.
Еще по теме о трассе Курагино –Кызыл – Монголия – Китай: