Площадке гиганта советского машиностроения «Крастяжмаш» ищут инвесторов
На огромные промышленные площади под Красноярском продолжают приглашать инвесторов – компании, которые готовы зайти с проектами строительства новых предприятий. Территория раньше принадлежала заводу «Крастяжмаш», который не успели полностью достроить на излете СССР, а затем чуть не приспособили под ферросплавы. ДЕЛА выясняли, что происходит на площадке сейчас.
Корпорация развития Енисейской Сибири недавно вновь объявила поиск инвесторов для части территории завода под названием «Крастяжмаш-2». Названы ее параметры – это 42,2 гектара земель категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ТВ, информатики, земель обороны, безопасности и иного специального назначения. На участках возведены здания – бывшие производственные и вспомогательные цеха гиганта машиностроения на площади около 73 тыс. кв. м. Все это постройки 1980‑1988 годов.
Девелоперов ждут на промплощадке для строительства разных объектов: предприятий по металлообработке и производству строительных материалов, логистического комплекса, машиностроительного завода. Собственно, когда-то «Крастяжмаш» как раз и должен был стать центром современного машиностроения во всей Центральной и Восточной Сибири.
Не дошагали
Немного истории. Решение построить завод по производству крупной экскаваторной техники принималось советским правительством еще в 1970-е годы с учетом дальнейших перспектив бурного развития.
Техника требовалась для освоения угольных разрезов Канско-Ачинского угольного бассейна на территории края:
для этого в институтах разных городов проектировались огромные карьерные экскаваторы с емкостью ковша 12,5 кубометра и шагающие экскаваторы емкостью 40 кубов и выше.
Площадку под новое предприятие, которое решили максимально приблизить к КАТЭКу (заводы по выпуску тяжелой техники работали далеко – на Урале), выбрали в 1978 году, в том же году начали стройку. Для кадрового обеспечения «Крастяжмаша» неподалеку возвели целый район – Солнечный, ныне самый быстрорастущий в Красноярске.
Предполагалось, что новый завод должен выпускать тяжелую и горную технику в объемах, впятеро больших, чем все подобные предприятия СССР. «Красноярский завод тяжелых экскаваторов», которому построили и сдали первую очередь, в начале 1980-х стал самым современным машиностроительным предприятием страны. Первый экскаватор выпустили в 1982 году, и производство карьерных и шагающих экскаваторов продолжалось вплоть до конца 1980-х.
В 1990-е «Крастяжмаш» вошел в ОАО «Красэнергомаш-холдинг», где производили оборудование, запчасти и выполняли ремонт.
Но сполна социалистические планы по строительству завода так и не были реализованы, а большие производственные корпуса простаивали с 1992 года.
В 2010-х годах на промплощадку «Крастяжмаша» появились новые виды: сюда собирался зайти инвестор, ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», с целью производства марганцевых ферросплавов – продукции для сталелитейной отрасли. Соглашение о строительстве завода было подписано с правительством Красноярского края, однако в 2011 году в регионе возникли массовые экологические протесты против создания «Яд-завода» (так называли предприятие красноярцы).
В итоге в 2013 году от решения отказались, последовали многочисленные суды, а сам несостоявшийся инвестор, который так и не сумел выстроить диалог с обществом, обанкротился.
Работа идет, места есть
Тем не менее сегодня площадка «Крастяжмаша» не простаивает. Как рассказали ДЕЛА в Корпорации развития Енисейской Сибири, там работают несколько десятков предприятий. Среди них «Сибинстрем» – сервисная компания РУСАЛа, РТК-генерация (СГК), производитель стройматериалов для проектов «Гуриати», «Сибирские теплицы», средние и мелкие предприятия лесопромышленного комплекса, переработчики камня, а также распределительный центр «Пятерочки».
В перспективе на территории будет строиться распределительный центр Wildberries и промпарк «Промзавод»: соглашение о развитии свыше 8 гектаров промплощадки Корпорация заключила в этом году с ООО «Индустриальный парк «Промзавод», учредителем которого является индустриальный парк «Красный Яр».
Как сообщили в Корпорации, «Промзавод» на сегодня сформировал мастер-план застройки территории, провел геодезические исследования. Решается вопрос по техусловиям.
Для всех инвесторов частично занятое место выглядит привлекательным: прежде всего благодаря близости к городу и ключевым трассам.
Имеются возможности подключения теплоснабжения, водоснабжения и вотдоотведения (сети подведены к границам площадки). На его границе также проходит железнодорожная ветка.
Однако есть и сложности.
«Имеются проблемы с юридическим подключением к электричеству: «Россети Сибирь» отдали всю имеющуюся мощность московской компании, которая выкупила электрические сети при банкротстве «ЧЕК.СУ-ВК», – рассказали ДЕЛА в Корпорации. – Поэтому на месте отсутствует свободная мощность».
Дороговизну и длительность подключения к электрическим сетям называют основной проблемой и на «Промзаводе».
Тем не менее в Корпорации развития Енисейской Сибири считают, что у площадки хорошие перспективы: «Есть свободная земля, и если есть желание строить и развивать свой бизнес, на «Крастяжмаше» возможности найдутся».