Экономика притормаживает: есть ли угроза нового кризиса
За последние десятилетия экономическая ситуация в России менялась не раз: были и кризисы, и подъемы, и относительно ровные периоды. Но именно сегодня давление внешних факторов является беспрецедентным, и об экономических трудностях свидетельствуют не только свежие данные Росстата, но и ряд фактов, которые макроэкономическая статистика не в состоянии заметить. Насколько все серьезно?
Медленно вниз
Согласно информации Росстата, темпы роста ВВП замедлились: на фоне 1,4% в первом квартале 2025 года и 1,1% во II квартале рост в третьем составил 0,6%, пишет «Коммерсант». Прогнозы на ближайший квартал довольно пессимистичны: 0,4%. Минэкономразвития и ЦБ в своих оценках и прогнозах показывают схожие цифры. Так, прогноз роста по итогам года министерство обозначает в 1%. Ранее замедление роста промышленности в министерстве прогнозировали с 4% в 2024 до 2% в 2025 году.
Рост промышленного производства, также зафиксированный Росстатом, в сентябре замедлился до 0,3% против 0,5% в августе и 0,7% в июле.
В отдельных отраслях речи о росте не идет.
Например, отрицательную динамику демонстрирует автомобилестроение. Производство легковых автомобилей в стране упало на 28,2% в июне 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а грузовых автомобилей – на 40,3%. Продажи сельхозтехники сократились более чем на 30%, средне- и крупнотоннажных грузовиков – на 50-60%.
Ухудшение ситуации, согласно официальной статистике, в разной степени затрагивает и другие отрасли. Металлургия в целом сократила выпуск на 1,7%, химическая промышленность — на 2,4%, производство резиновых, пластмассовых изделий и минеральной продукции уменьшилось на 8,6%, нефтепродуктов – на 4,2%. Производство цемента упало на 11,2%, а объем перевозок цемента железнодорожным транспортом снизился на 13,8%.
Аналитики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП) отмечают, что в обрабатывающей промышленности тенденция даже близка к кризисной: так, за 9 месяцев 2025 года прирост более чем на 1% зафиксирован только в 5 из 24 видов деятельности, а 17 показывают снижение производства.
Как предприятия реагируют на трудности
О сложностях свидетельствует многое. К примеру, растет количество компаний-заемщиков с просроченными кредитами: на конец третьего квартала их число достигло 172 200 (24,1% всех заемщиков), что в 2,6 раза больше по сравнению с ситуацией 3 года назад, пишут «Ведомости», указывая, что в экономике «проступили контуры рецессии».
Ряд крупных российских промышленных предприятий заявили нынешним летом и осенью о переходе на четырехдневную рабочую неделю: «Ростсельмаш», Ликинский автобусный завод, КамАЗ (частично, с 1 августа), ГАЗ, «Автоваз» (с 29 сентября), производитель двигателей «Автодизель» (с 29 сентября), «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (с 1 июля) и другие.
Крайний случай – задержка зарплаты. Как сообщал «Деловой Петербург» в материале от 8 ноября, на одном из крупнейших в стране машиностроительных предприятий – Кингисеппском машиностроительном заводе (входит в перечень стратегических) – сотрудникам не платят несколько месяцев.
Некоторые компании прибегают к увольнениям персонала. Например, массовые сокращения происходят в крупных корпорациях в Приангарье, заявил на заседании думской комиссии по соцполитике в Иркутске депутат Алексей Вепрев при обсуждении бюджета города.
В целом количество предприятий, где планируется сокращение кадров, почти удвоилось: с 6,9% в конце 2024 года до 11,5% в 2025 году.
Это данные обзора Центрального банка России о состоянии экономики в регионах за июль. На уменьшение числа рабочих мест также влияют рост издержек и усиление автоматизации.
Неблагоприятная экономическая ситуация приводит в том числе к приостановке крупных инвестпроектов. Например, Объединенная металлургическая компания приостановила в начальной стадии работу по строительству цеха для производства бесшовных труб в Альметьевске в начальной стадии – до стабилизации ситуации в отрасли, пишет «Интерфакс».
«Российская металлургическая промышленность испытывает сложности… В этой ситуации ОМК необходимо обеспечить выполнение своих обязательств, в том числе социальных, сфокусировать ресурсы на сохранении и развитии действующих производств», – прокомментировали изданию в компании. О возможном пересмотре сроков и масштабов инвестпроектов заявляет и «Северсталь».
Бюджеты страдают тоже
Одновременно Минфин сообщил о падении нефтегазовых доходов на 21,4% в январе–октябре 2025 года по сравнению с прошлым годом. Другие доходы выросли на 11,3%, однако казна РФ в целом показывает резкий рост дефицита.
По итогам января – октября федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 4190 млрд рублей, и это на 4314 млрд больше, чем за тот же период 2024 года, сообщают в Минфине.
Ситуация с финансами ухудшилась и в субъектах РФ, следует из данных федерального казначейства. К примеру, дефицит бюджета Иркутской области в первой половине 2025 года составил 24,6% от доходов. Хуже ситуация в Вологодской, Мурманской, Коми, Архангельской и Кемеровской областях – дефициты доходят до 30-34%. В Красноярском крае дефицит (по информации на октябрь 2025 года) составляет около 11% от доходов, а вот Татарстан и Москва показывают профицит, который частично компенсирует дефицит других регионов.
Ставка больше, чем жизнь
Причины сложившегося в экономике положения всем известны:
внешние санкции и геополитические ограничения последних лет. И, как следствие, – длительный период высокой учетной ставки Центрального банка как мера для снижения уровня инфляции.
Свое влияние на показатели работы предприятий оказывает и излишне сильный рубль, укрепившийся примерно на 20%, что ограничивает экспорт.
Результат «дорогих кредитов» аналитики наблюдают уже сегодня: в первой половине 2025 года в России закрылась 141 тысяча организаций, в том числе производственных, сообщил «Газете.ру» член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Никитин, опираясь на данные Росстата.
При этом Центробанк прогнозирует сохранение высокой ключевой ставки на уровне не менее 14% в конце 2025 года и 12–13% в 2026 году. А это означает, что негативные тенденции последних кварталов, скорее всего, сохранятся. Продолжатся рост цен и тарифов, будет сокращаться бюджетная поддержка компаний и расти налоговое давление (об изменениях в налогообложении ДЕЛА писали подробно).
Вместе с тем в верхах уверены, что экономике хватит ресурсов, чтобы устоять.
«Что касается российской экономики, то она обладает достаточным и изрядным запасом прочности для того, чтобы позволить руководству страны и нам всем реализовывать те планы, которые мы перед собой ставим», – заявил ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.