Китайский щит прошел полкилометра Красноярского метро
Красноярское метро преодолело еще одну знаковую отметку. ДЕЛА спустились в тоннель, который соединит станции на улицах Высотной и Копылова, и посмотрели, как работает «Евгения».
ТПМК «Евгения» стартовал от площадки метро на ул. Высотной 5 августа. Щит роет левый перегонный тоннель: работами занимается субподрядчик, китайское ООО «16-е управление СиАрСиСи» (подразделение китайской госкорпорации China Railway Construction Corporation Limited, CRCC), за 4,73 млрд рублей. В эту сумму входит и достройка правого «советского» тоннеля длиной 2,31 км.
Как рассказал руководитель строительства ОП «Красноярск» ГК «Моспроект-3» Михаил Переверзев, все исследования для работы в старом тоннеле уже проведены:
«Там сейчас ведутся подготовительные работы к дальнейшей проходке. Она будет идти горным способом с использованием отбойных молотков и специализированной машины. Нужно пройти остаток в 300 метров. ТПМК загнать туда на данный момент невозможно, это нецелесообразно».
Насчет «Евгении» метростроитель сообщил, что она уже преодолела 500 метров,
и сейчас щит находится в районе пересечения ул. Высотной и Крупской на глубине 28 метров.
В целом ТПМК предстоит пройти 2,64 км подземелий, причем с большим перепадом высот – от 10 до 49 м, так как на Копылова из-за особенностей еще советского проекта строят станцию глубокого заложения.
Для гидроизоляции в тоннеле уложат 1887 колец из железобетонных блоков, их производит сама «СиАрСиСи». Уже смонтировали более 400 колец, темп – по 8 колец в сутки.
Участок от Высотной до Копылова считается самой непростой частью первого этапа Красноярского метротрамвая. Дело в том, что метростроителям необходимо было найти оптимальные технологические решения для включения в него старого правого тоннеля.
К тому же гидрогеологические условия непростые: щит идет через мегрелистую глину – это твердая глина с прослойками песчаника. Но в целом прокладка коммуникаций в красноярских грунтах принципиально не отличается от других территорий, просто любая тоннелепроходка сама по себе – очень сложная и точная работа.
«На первоначальном этапе, при проходке 50 метров, были некоторые сложности. Мы походили под действующими городскими коммуникациями, и был момент,
когда свод щита находился всего в 39 см от низа трубы канализации.
Перед началом проходки этого сложного участка был привлечен научно-строительный институт Тоннельной ассоциации России, разработаны специальные мероприятия и регламент проходки. Проходка велась аккуратно и медленно. Работы прошли спокойно, без остановки и перекладки коммуникаций, то есть были сокращены и финансовые расходы, и сроки строительства», – сообщил главный инженер «СиАрСиСи» Сергей Антонюк.
У ТПМК есть свой «пилот» – машинист, который тщательно следит за процессом. Его рабочее место находится в специальной кабине в головной части комплекса, среди мониторов и приборов.
«Я слежу за скоростью ТПМК, за давлением и другими параметрами комплекса. До этого работал «пилотом» щита в Москве на строительстве двух станций, работал в Китае, прошел не один тоннель. В Москве порода была очень водянистая, а здесь, наоборот, она очень сухая, это сложнее», – рассказал машинист Вэй Сяовэй.
На сегодня Красноярскому метро прорыли четверть пути – то есть уже больше 5 км. Работают на проходках в тоннелях 5 щитов, а последний, «Валентина», ждет запуска: эта машина нужна для прокладки левого тоннеля от вокзала до станции «Улица Копылова».