Полноценные новости Красноярского края

История «Трассы мужества» через Саяны станет фильмом

В Красноярске завершаются съемки художественного фильма «Трое», основанного на реальных событиях. Это повествование о трагической экспедиции инженеров, которые в 1940-е годы занимались разведкой территории для строительства Южного хода Транссиба.

Память об Александре Кошурникове, Алексее Журавлеве и Константине Стофато увековечена в названиях станций современного пути, проложенного через Восточные Саяны в 1960-е. Сейчас эта дорога, известная как «Трасса мужества», глобально модернизируется, а ее история заслуживает и нового художественного осмысления, и нашего подробного рассказа.

Железная дорога Абакан – Кошурниково – Саянская – Тайшет через Восточные Саяны является   одной из сложнейших. Для преодоления перевалов пришлось построить 9 тоннельных комплексов (всего на сегодняшний день это 12 тоннелей общей протяженностью более 15 км) , множество мостов через речные долины, противолавинные галереи и другие инженерные сооружения

Железная дорога через Восточные Саяны: начало

Идея проложить железную дорогу через Саянские горы возникла еще в XIX веке, но сложнейший рельеф с большими перепадами высот делал ее строительство в те времена невозможным. Вернулись к замыслу в годы великих строек молодого советского государства, в 1930-е. Дорога должна была стать дублером Транссиба и напрямую соединить угольный Кузбасс, где к тому же обнаружили крупные месторождения железной руды, с востоком страны.

Рассматривалось несколько вариантов трассировки, и одним из перспективных тогда посчитали выход на Нижнеудинск.

Нынешняя общая схема Транссибирской магистрали в Центральной Сибири с перемычками и ответвлениями (показаны красным). Экспедиция Кошурникова разведывала «прямой» вариант трассы из Хакасско-Минусинской котловины сразу на Нижнеудинск (показано желтым)

С началом Великой Отечественной войны началось проектирование трассы, а 5 октября 1942 года на место для инженерных изысканий отправились главный инженер проекта, опытный специалист Александр Кошурников, инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато.

Путь экспедиции Кошурникова: самолетом до Верхней Гутары (туда до сих пор нет нормальной сухопутной дороги), переход через водораздельные хребты, затем путь вдоль реки – и место захоронения в Нижней Тридцатке (ныне пос. Казыр)

Трое изыскателей двинулись по маршруту Нижнеудинск – Абакан, который в основном пролегал вдоль реки Казыр. Однако стартовала экспедиция слишком поздно для Сибири: в это время в тайге уже ложится снег. К тому же у ее участников не было с собой достаточного количества продовольствия и необходимых для столь сложного похода вещей…

Фильм о героической экспедиции трех изыскателей в тяжелейший год Великой Отечественной войны снимается при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Причина гибели изыскателей стала известна только год спустя, в октябре 1943 года, когда рыбак из поселка Нижне-Казырский нашел останки Александра Кошурникова и его дневник.

«3 ноября. Вторник. Пишу вероятно последний раз. Замерзаю. Вчера 2/XI произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну», – написал Кошурников.

Последняя запись Александра Кошурникова

Дневники инженера и легли в основу нового фильма «Трое», который снимает красноярская «Студия 98» на территории края – в Ергаках, Шушенском, на Мане... В главных ролях – актеры Минусинского драмтеатра, режиссер – Василий Селюков. Сейчас кинематографисты работают уже над финалом картины в Красноярске.

В качестве антуража гор Восточного Саяна в фильме использовались и Саяны Западные – съемки проходили в природном парке «Ергаки»

Подвиг людей, которые пожертвовали собой ради будущего страны, был увековечен при строительстве Саянской трассы: ее в итоге проложили не через Нижнеудинск, а через Тайшет, который стал крупным железнодорожным узлом.

Съемки исторической драмы проходили также в Шушенском, в Гуляевке (рядом со знаменитыми Гуляевскими порогами на р. Казыр) и на р. Мана под Красноярском

Изыскания погибшей группы продолжали сотрудники того же института Сибгипротранс из Новосибирска, проект утвердили в 1959-м. Строительство дороги завершили в 1965 году, и

три станции на ней получили названия Кошурниково, Журавлево и Стофато.

Троих погибших изыскателей 12 апреля 1966 года посмертно наградили орденами.

Короткая дорога из Южной Сибири к Байкалу через долину р. Казыр оказалась нереалистичной – трасса проходила бы по самым безлюдным и высокогорным местам Восточного Саяна. Здесь, на хребте Крыжина, расположена наивысшая точка Красноярского края – пик Грандиозный высотой 2922 метров

Важный и сложный Южный ход

Трасса стала первой в СССР, которую построили сразу с электрификацией, а также оборудовали новыми средствами автоматизации управления. Нижнеудинский вариант дороги оказался невозможен: слишком высоко пришлось бы забираться строителям в Восточных Саянах и Тофаларии.

Но и дорога до Тайшета стала сложнейшим в истории железнодорожного строительства объектом.

В целях экономии трассу в 1960-е проложили однопутной. И вот уже много лет ее реконструкция – и прежде всего строительство второго пути – является одним из крупнейших инфраструктурных проектов РЖД в стране. В наше время востребованность Южного хода значительно выросла в связи с переориентацией грузовых потоков на Восток.

Из-за перепада высот некоторые участки трассы приходится преодолевать двойной тягой – один мощный (на 13 тыс. л.с.) трехсекционный локомотив тянет состав спереди, а второй такой же трехсекционный «Ермак» одновременно толкает поезд сзади

Можно сказать, что трасса Междуреченск – Абакан – Тайшет переживает второе рождение, которое позволит в разы увеличить грузоперевозки из Южной Сибири к тихоокеанским портам Дальнего Востока и погранпереходам КНР.

За несколько лет на дороге было построено 265 км вторых путей, пробито 4 новых тоннеля длиной 7,8 км параллельно существующим, возведены мосты-дублеры через сибирские реки.

На станции Кошурниково – «столице» горного участка трассы – завершили модернизацию в конце 2024 года. Теперь здесь могут принимать тяжеловесные составы массой 7100 тонн. Были удлинены до 1,2 км станционные пути, уложены новые стрелочные переводы, запущена современная тяговая подстанция.

Станция Кошурниково Красноярской железной дороги – центральная на горном участке Южного хода Транссиба – обновлена под тяжеловесное движение и переведена на цифровое управление в прошлом году

В 2025 году железнодорожники занимались строительством параллельной ветки Первого Джебского тоннеля и новых мостов через реку Джебь. По окончании работ пропускная способность ст. Кошурниково должна вырасти с 1800 до 3000 тяжеловесных составов.

Сразу за ст. Кошурниково идет строительство второй ветки Первого Джебского тоннеля: магистраль продолжает модернизироваться, увеличивается ее пропускная способность

Последним однопутным участком, ограничивающим пропускную способность горного участка трассы Абакан – Тайшет, на сегодня является Козинский тоннель. 1,3-километровый параллельный тоннель на этом сложном участке Саян планируют построить в ближайшие годы.

Тем самым завершится эпопея «Трассы мужества», которая начиналась с трагических событий, но теперь обещает серьезные экономические достижения в масшабе страны, которые еще предстоит оценить.

Фильм о героической истории первопроходцев-изыскателей планируют выпустить уже в следующем году.