История «Трассы мужества» через Саяны станет фильмом
В Красноярске завершаются съемки художественного фильма «Трое», основанного на реальных событиях. Это повествование о трагической экспедиции инженеров, которые в 1940-е годы занимались разведкой территории для строительства Южного хода Транссиба.
Память об Александре Кошурникове, Алексее Журавлеве и Константине Стофато увековечена в названиях станций современного пути, проложенного через Восточные Саяны в 1960-е. Сейчас эта дорога, известная как «Трасса мужества», глобально модернизируется, а ее история заслуживает и нового художественного осмысления, и нашего подробного рассказа.
Железная дорога через Восточные Саяны: начало
Идея проложить железную дорогу через Саянские горы возникла еще в XIX веке, но сложнейший рельеф с большими перепадами высот делал ее строительство в те времена невозможным. Вернулись к замыслу в годы великих строек молодого советского государства, в 1930-е. Дорога должна была стать дублером Транссиба и напрямую соединить угольный Кузбасс, где к тому же обнаружили крупные месторождения железной руды, с востоком страны.
Рассматривалось несколько вариантов трассировки, и одним из перспективных тогда посчитали выход на Нижнеудинск.
С началом Великой Отечественной войны началось проектирование трассы, а 5 октября 1942 года на место для инженерных изысканий отправились главный инженер проекта, опытный специалист Александр Кошурников, инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато.
Трое изыскателей двинулись по маршруту Нижнеудинск – Абакан, который в основном пролегал вдоль реки Казыр. Однако стартовала экспедиция слишком поздно для Сибири: в это время в тайге уже ложится снег. К тому же у ее участников не было с собой достаточного количества продовольствия и необходимых для столь сложного похода вещей…
Причина гибели изыскателей стала известна только год спустя, в октябре 1943 года, когда рыбак из поселка Нижне-Казырский нашел останки Александра Кошурникова и его дневник.
«3 ноября. Вторник. Пишу вероятно последний раз. Замерзаю. Вчера 2/XI произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну», – написал Кошурников.
Дневники инженера и легли в основу нового фильма «Трое», который снимает красноярская «Студия 98» на территории края – в Ергаках, Шушенском, на Мане... В главных ролях – актеры Минусинского драмтеатра, режиссер – Василий Селюков. Сейчас кинематографисты работают уже над финалом картины в Красноярске.
Подвиг людей, которые пожертвовали собой ради будущего страны, был увековечен при строительстве Саянской трассы: ее в итоге проложили не через Нижнеудинск, а через Тайшет, который стал крупным железнодорожным узлом.
Изыскания погибшей группы продолжали сотрудники того же института Сибгипротранс из Новосибирска, проект утвердили в 1959-м. Строительство дороги завершили в 1965 году, и
три станции на ней получили названия Кошурниково, Журавлево и Стофато.
Троих погибших изыскателей 12 апреля 1966 года посмертно наградили орденами.
Важный и сложный Южный ход
Трасса стала первой в СССР, которую построили сразу с электрификацией, а также оборудовали новыми средствами автоматизации управления. Нижнеудинский вариант дороги оказался невозможен: слишком высоко пришлось бы забираться строителям в Восточных Саянах и Тофаларии.
Но и дорога до Тайшета стала сложнейшим в истории железнодорожного строительства объектом.
В целях экономии трассу в 1960-е проложили однопутной. И вот уже много лет ее реконструкция – и прежде всего строительство второго пути – является одним из крупнейших инфраструктурных проектов РЖД в стране. В наше время востребованность Южного хода значительно выросла в связи с переориентацией грузовых потоков на Восток.
Можно сказать, что трасса Междуреченск – Абакан – Тайшет переживает второе рождение, которое позволит в разы увеличить грузоперевозки из Южной Сибири к тихоокеанским портам Дальнего Востока и погранпереходам КНР.
За несколько лет на дороге было построено 265 км вторых путей, пробито 4 новых тоннеля длиной 7,8 км параллельно существующим, возведены мосты-дублеры через сибирские реки.
На станции Кошурниково – «столице» горного участка трассы – завершили модернизацию в конце 2024 года. Теперь здесь могут принимать тяжеловесные составы массой 7100 тонн. Были удлинены до 1,2 км станционные пути, уложены новые стрелочные переводы, запущена современная тяговая подстанция.
В 2025 году железнодорожники занимались строительством параллельной ветки Первого Джебского тоннеля и новых мостов через реку Джебь. По окончании работ пропускная способность ст. Кошурниково должна вырасти с 1800 до 3000 тяжеловесных составов.
Последним однопутным участком, ограничивающим пропускную способность горного участка трассы Абакан – Тайшет, на сегодня является Козинский тоннель. 1,3-километровый параллельный тоннель на этом сложном участке Саян планируют построить в ближайшие годы.
Тем самым завершится эпопея «Трассы мужества», которая начиналась с трагических событий, но теперь обещает серьезные экономические достижения в масшабе страны, которые еще предстоит оценить.
Фильм о героической истории первопроходцев-изыскателей планируют выпустить уже в следующем году.