Полноценные новости Красноярского края

На Енисее хотят создать два полноценных транспортных хаба

Красноярский край может присоединиться к федеральной программе Росморречфлота по созданию перегрузочных комплексов на базе портов. Такие логистические центры объединяют водный, автомобильный и железнодорожный транспорт.

Подобные хабы на Енисее позволили бы эффективнее использовать транзитный потенциал великой сибирской реки при движении грузов на Крайний Север и на экспорт по Севморпути в страны Юго-Восточной Азии. 

Красноярский порт состоит из трех грузовых районов в разных частях города. Это один из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самое крупное грузоперерабатывающее предприятие Енисейского речного бассейна

Еще в прошлом году Росморречфлот начал работу по созданию перегрузочных комплексов («мультимодальных логистических центров») на базе речных портов. Предполагается, что такие комплексы позволят

активнее использовать транзитный потенциал рек, объединив водный транспорт с автомобильным и железнодорожным.

Соглашения о создании таких логистических центров уже подписаны с 11 регионами: Амурской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Омской, Ростовской и Саратовской областями, Пермским и Хабаровским краями, Татарстаном и Якутией. Следующим в этом списке вполне может стать Красноярский край.

Лесосибирский порт – часть Лесосибирского транспортного узла. Поскольку к нему примыкают автомобильные  железнодорожные пути, можно производить перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. А благодаря тому, что порт расположен ниже Казачинского порога и после впадения в Енисей многоводной Ангары, допустимо использовать более глубокосидящие суда и грузить больше

На днях вопросы развития перегрузочных комплексов обсудили на совещании под председательством замруководителя Росморречфлота Федора Шишлакова. Там прозвучала идея создать такие объекты на базе речных портов в Красноярске и Лесосибирске, в границах которых как раз есть сеть железнодорожных и автомобильных дорог.

Схема Лесосибирского транспортного узла. Город связан с главной широтной автодорогой России – федеральной трассой Р-255 «Сибирь» – Енисейским трактом, а с Транссибирской магистралью – 274-километровой железнодорожной веткой от станции Ачинск

Поскольку основной грузопоток на Енисее из Красноярска и Лесосибирска идет на Крайний Север, создание перегрузочного комплекса рассматривается

в связке с проектами развития Северного морского пути, в частности, морского порта Дудинка.

При поддержке ледокольного флота в порту Дудинка могут круглогодично принимать и обрабатывать морские суда, следующие по Севморпути как на запад, так и на восток страны и далее в страны Юго‑Восточной Азии

К 2030 году ключевой транспортный объект Севморпути ждет модернизация и расширение мощностей. Как ранее рассказали в «Норникеле», грузооборот порта Дудинка планируется увеличить до 5 млн тонн – на развитие морской гавани и строительство новых причалов уже направлено 21,5 млрд рублей.

А на развитие Красноярского и Лесосибирского портов и главного перевозчика на реке – Енисейского пароходства – в компании предусмотрены 26 млрд руб. инвестиций, включая 16 млрд на строительство нового несамоходного флота.

При экспорте в Азию схема будет такой: перевалка с железнодорожного или автомобильного транспорта в Красноярске или Лесосибирске, затем доставка по Енисею до Дудинки, еще одна перевалка (уже на полноценные морские суда ледового класса), проход восточной частью Севморпути и выход через Берингов пролив на просторы Тихого океана

На совещании обсудили потенциальные объемы и номенклатуру грузов, состояние портовой инфраструктуры, пропускную способность. Создана рабочая группа из представителей Росморречфлота, краевого правительства, судоходных и промышленных компаний Красноярского края.

«В настоящее время решение прорабатывается, анализируется потребность отраслевых предприятий, проводится анализ целесообразности создания таких комплексов. Решение пока не принято», – пояснили ДЕЛА в краевом минтрансе.

Транспортная схема магистральных железнодорожных и внутренних водных путей Центральной Сибири. Расположенный на Транссибе Красноярский порт более привлекателен грузоотправителям, но в маловодные годы судам приходится уходить на север недозагруженными, чтобы безопасно преодолеть Казачинский порог

Ранее ДЕЛА писали о том, что сибирские реки – Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ангара – сегодня работают менее чем на 30% от советских показателей грузоперевозок. При этом грузопоток все же постепенно растет, что связано с развитием добывающей отрасли Нижнего Приангарья и освоением огромных нефтегазовых и угольных месторождений на Крайнем Севере.

Создание полноценных логистических перегрузочных комплексов могло бы стать дополнительным стимулом для наращивания перевозок, в то числе и в экспортном направлении. Так что остается ждать окончательного решения по этому вопросу.