Куда исчезла семья Усольцевых: загадка Кутурчинского Белогорья
Уже почти неделю на Кутурчинском Белогорье в Красноярском крае ведутся поиски семьи, пропавшей во время однодневного похода 9 дней назад. Туристов пытаются отыскать несколько сотен человек, но пока – безрезультатно.
Случившееся, вероятно, одна из самых тревожных и загадочных историй последних лет. Семья из Железногорска – 64-летний Сергей Усольцев, 48-летняя Ирина и их пятилетняя дочь Арина – бесследно исчезла в окрестностях поселка Кутурчин, отправившись в легкий поход по живописному Кутурчинскому Белогорью. Прошло уже больше недели, а следов пропавших так и не обнаружено.
Маршрут НА полдня
Сергей – предприниматель, увлеченный туризмом и сплавами. Ирина – психолог, бизнес-тренер, активная пользовательница соцсетей. Семья характеризуется как спокойная, исключительно благополучная, подготовленная, с хорошим опытом походов. Всего за две недели до трагедии взрослые уже совершали вылазку на Минскую петлю – и благополучно вернулись.
27 сентября 2025 года семья любителей путешествий прибыла на автомобиле в поселок Кутурчин, чтобы присоединиться к групповому походу в горы. Однако из‑за неблагоприятного прогноза погоды группа отменила выход. Несмотря на это, на следующий день – 28 сентября – Сергей и Ирина решили отправиться в путь самостоятельно, с маленькой дочерью и 11-летней собачкой Ладой.
С собой они взяли лишь небольшие рюкзаки и оделись в легкую летнюю одежду, рассчитывая на недолгую прогулку к скале Буратинка – одной из самых известных достопримечательностей этих мест. По словам тех, кто бывал здесь,
такой поход можно сравнить с прогулкой на Центральные Столбы: буквально «туда и обратно».
Свидетели видели, как семья с рюкзаками уходила в лес около полудня. Маршрут должен был занять не более 3–3,5 часа. Но уже к вечеру того же дня связь с туристами прервалась.
Последние сообщения в соцсетях Ирина оставила накануне похода: «Очень красивый лес, места силы. Очень круто, я прямо предвкушаю». 5-летняя дочка, рассказала она, хоть и не очень любит ходить пешком, наотрез отказалась оставаться с бабушкой.
Начало поисков
30 сентября сын Ирины от первого брака, обеспокоенный ее отсутствием на работе и невозможностью дозвониться, обратился в полицию. К поискам подключился отряд «ЛизаАлерт», а 2 октября Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту безвестного исчезновения семьи.
С тех пор в операции участвуют сотни людей: спасатели, полицейские, кинологи, волонтеры из разных регионов Сибири, местные охотники и даже частные пилоты. Но результатов нет.
Обследовано более 3300 километров троп и дорог, 278 кв. км лесного массива, проверены охотничьи избушки, берега рек Мана, Кутурчин и Ангул.
С воздуха территорию прочесывают беспилотники, вертолеты, мотопарапланы и самолеты. На земле работают квадроциклы, внедорожники и пешие группы.
Тайна без следов
Самое тревожное и странное – полное отсутствие каких-либо следов. Ни лагеря, ни вещей... Единственное, что удалось обнаружить с помощью тепловизора, – остатки костра вдали от туристических троп. Но чей это был костер, сказать сложно. Ведь место популярное. Еще, говорят, видели след собаки. Но Лады ли – тоже непонятно.
Телефоны пропавших в последний раз «отозвались» у горы Буратинка – на третий день после исчезновения. После этого связь прервалась, предположительно, из-за разрядившихся аккумуляторов. Машина семьи осталась на стоянке у турбазы – внутри нашли детское автокресло, куклу и кроссовки.
Все указывает на то, что семья действительно отправилась в поход и не вернулась. Проверка следкома показала: члены семьи не выезжали за пределы территории Красноярского края на каком-либо транспорте.
Почему это так сложно?
Кутурчинское Белогорье – не просто красивое место. Это 80-километровый горный хребет, уходящий вглубь тайги, с вершинами до 1876 метров. Здесь есть причудливые скалы-останцы, курумники, буреломы. Нижняя часть хребта покрыта густой, труднопроходимой тайгой, а верхняя – открытая, продуваемая ветрами равнина, где почти невозможно укрыться от непогоды. Между тем в такой местности резкие перепады погоды – не редкость.
Как отмечает опытный турист, депутат Законодательного Собрания края Алексей Кулеш, маршруты на Кутурчин многократно хоженые. Но в верхней части нагорья легко сбиться с пути: троп там нет, только направления.
Именно в тот день, когда Усольцевы отправились в путь, погода резко ухудшилась: начались дождь со снегом и сильный ветер. Возможно, семья попыталась найти укрытие и заблудилась. Но даже в этом случае – где их следы? Почему Сергей, регулярно ходивший в походы и участвовавший в сплавах, не смог вывести семью к тропе?
Версии и теории
Эксперты выдвигают разные версии: от несчастного случая (например, падение с обрыва или травма) до потери ориентировки в условиях снежного тумана. Но непонятно: если кто-то из семьи получил травму и остальные остались рядом – почему тогда их не находят при столь масштабных поисках?
Некоторые обращают внимание на то, что речь идет о «местах силы» – у Кутурчинского Белогорья среди туристов и эзотериков мистическая репутация. Ведь и Ирина Усольцева в соцсетях называла эти края именно так. Однако следователи и спасатели настроены прагматично.
Поиски продолжаются
В штаб в поселке Кутурчин ежедневно прибывают новые добровольцы. Местные жители привозят еду, топливо, аккумуляторы. На помощь приходят даже те, кто не может физически участвовать в поисках – они передают оборудование, кофе и чай в термосах, одежду.
«Каждый человек важен. Не везде может пройти техника, не все может быть заметно с воздуха», – пишут волонтеры отряда «ЛизаАлерт».
МТС установила на территории мобильную станцию, чтобы обеспечить поисковиков спутниковой связью.
Прошла уже почти неделя поисков. Температура ночью опускается ниже нуля, снег ложится все плотнее. Но пока не найдено тел, остается надежда, что семья жива и прячется где-то в укрытии, ожидая помощи.
Присоединиться к поискам можно, приехав в штаб в поселке Кутурчин. С собой нужно взять крепкую обувь, теплую одежду, еду и воду. Также можно передать поисковикам оборудование и топливо.
Горячая линия «ЛизаАлерт»: 8-800-700-54-52. Единый номер экстренных служб: 112