«Ирина» пошла под землю: в Красноярске запустили пятый щит метро
В Красноярске уже пятый из шести щитов отправился строить тоннели метротрамвая. Накануне с площади Революции запустили ТПМК «Ирина». Ожидается, что до точки назначения – железнодорожного вокзала – он дойдет примерно за полгода.
Щит «Ирина» назвали в честь честь Героя Социалистического Труда, шахтера Артемовского золотобывающего рудника в Курагинском районе Ирины Гусенцовой.
Этот тоннелепроходческий комплекс будет прорывать грунт на перегоне между станциями «Площадь Революции» и «Вокзальная».
Параллельно второй тоннель прокладывает «Анастасия», которая отправилась в путь месяц назад.
«Предстоит построить тоннель протяженностью 1254 метра, будет уложено 895 колец, срок строительства – шесть месяцев. Средняя скорость – 250 метров в месяц. ТПМК ведет разработку грунта и монтаж колец из тюбингов, после его проходки остается готовый тоннель. Грунт при разработке ротором подается конвейером, грузится в вагонетки, которые уже поднимаются на поверхность. Дальше грунт экскаватором грузится в самосвалы и увозится на полигон», – пояснил руководитель ОП «Красноярск» «Бамтоннельстрой-Мост» Константин Пономаренко.
По его словам, этот участок проходки непростой как раз из-за грунта – гравийно-галечникового с песчано-глинистым заполнителем. Но субподрядчик подстроился под ситуацию и разработал комплекс мероприятий для ведения проходки.
Одна из важнейших задач метростроителей – вести ТПМК так, чтобы он отклонялся от проектной трассы максимум на 5 см, а в идеале шел «в ноль». За этим следят маркшейдеры.
«Мы полностью обеспечиваем проходческий комплекс навигацией благодаря новой российской системе. Всегда ведем линейно-угловые измерения под землей в шесть рук, ошибка почти исключена. Даже если будет отклонение, у машины есть радиус поворота. 10-метровые щиты максимально неповоротливые в отличие от тех, которые имеют 6 метров в диаметре, плюс в этой системе есть так называется артикуляция, которая делает ТПМК максимально поворотливым», – рассказал сменный маркшейдер Родион Коновалов.
Первый замминистра строительства РФ Александр Ломакин, который участвовал в торжественном запуске щита, сообщил, что проектирование метротрамваев в стране и в Красноярске в частности идет максимально с применением отечественных технологий, материалов, оборудования, вагонов, инженерных решений.
Метро будет оригинальным и внешне.
«Каждая станция Красноярске будет иметь свои отличительные особенности, они будут связаны с историей, культурой края. Это будет не просто утилитарный вид транспорта, а красивые современные архитектурные объекты», – подчеркнул замминистра.
Что касается дальнейшего развития метротрамвая, то проектная документация должна быть готова уже до конца октября. Об этом рассказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков:
«Сегодня проектировщики показывали свой график организации работы, там есть вопросы, объект все-таки достаточно сложный.
После этого мы уже сможем определить окончательно и те проектные решения, которые будут реализованы, и их стоимость.
Это нам позволит приступить уже к обсуждению второго этапа. Следующий этапу будет идти больше в наземном исполнении, присоединяя спальные районы Красноярска».
Неожиданно на стройплощадке метротрамвая оказался режиссер Федор Бондарчук. Кинодеятель приехал в Красноярск присмотреть места для съемок сериала, и его пригласили заодно посмотреть на строительство тоннелей и запуск щита.
«Я очень рад, что моя поездка совпала с таким прекрасным событием. Мне удалось пообщаться с метростроевцевами, послушать их истории и истории их семей. У многих родители строили тоннели на Байкало-Амурской магистрали. Каждая из этих историй достойна воплощения в кино. Это герои труда, которые чтят традиции», – сказал Бондарчук.
Напомним, помимо «Ирины» и «Анастасии», тоннели под Красноярском роют еще три ТПМК. Щиты «Екатерина» и «Соломея» уже преодолели русло р. Качи и находятся в границах площадки притоннельного сооружения на ул. Конституции СССР.
На ул. Высотной продолжает работать китайская «Евгения»: она прокладывает путь до станции «Улица Копылова», где метростроители сооружают самый глубокий котлован на линии. Тем временем на площади перед ж.-д. вокзалом заканчивают монтировать «Валентину», которая уже скоро отправится в сторону Копылова под Николаевкой.