Лесопромышленный комплекс Красноярского края лихорадит
Одно из ключевых предприятий лесопромышленного комплекса Красноярского края – Новоенисейский лесохимический комплекс в Лесосибирске – столкнулось с необходимостью масштабного сокращения персонала. Из тысячи сотрудников комплекса под увольнение попали около 350 человек.
Решение, принятое холдингом «Сегежа» с целью оптимизации расходов, уже привлекло внимание прокуратуры. Но проблема куда глубже – лихорадит всю лесную отрасль региона. Хотя надежды на ее развитие есть.
После новостей о планируемом сокращении заместитель прокурора Красноярского края Павел Андреев выехал на место и провел личный прием работников НЛХК. На встречу также пригласили заместителя главы Лесосибирска и руководителя местного центра занятости.
Впрочем, вопрос о сохранении рабочих мест на НЛХК не ставился –
вместо этого людям подробно разъяснили нюансы процедуры увольнения: как по сокращению штата, так и по соглашению сторон. Им рассказали о положенных гарантиях, компенсациях и мерах государственной поддержки, в том числе и содействии в трудоустройстве.
Кроме того, для оперативного реагирования на обращения сотрудников прокуратура организовала еженедельные выездные приемы на территории предприятия. По каждому обращению будут проведены проверки.
Что происходит?
НЛХК – не просто крупное производство, а одно из трех градообразующих предприятий Лесосибирска, в лесопромышленной отрасли второе по значимости после Лесосибирского деревообрабатывающего комбината (ЛДК №1), также входящего в «Сегежу». Оба завода исторически были ориентированы на экспорт,
и именно потеря западных рынков стала для них главным ударом.
Европа, где высоко ценили качественные пиломатериалы и пеллеты из ангарской сосны, закрылась для российской продукции.
С 2022 года красноярский лесопром переживает структурный кризис. Закрытие высокомаржинальных рынков серьезно ударило по выручке. Попытка переориентироваться на Восток столкнулась с жесткой реальностью: китайские партнеры диктуют свои условия, требуя скидок, а железные дороги в сторону Восточного полигона РЖД перегружены. Часто лесные грузы стоят в очередях, логистика дорожает, прибыль тает.
Сложный период
Финансовые отчеты «Сегежи» говорят сами за себя. ДЕЛА писали, что по итогам первого квартала 2024 года убыток группы составил 5,2 млрд рублей, а долг вырос до 133,6 млрд.
Аналитики предупреждали тогда, что при сохранении текущих темпов падения капитал группы может исчерпаться уже в начале 2025 года. Однако этого, к счастью, не произошло.
Так, согласно последнему отчету, выручка «Сегежи» в первом полугодии 2025 года снизилась на 8% год к году до 44,8 млрд рублей из-за падения объемов продаж, слабых цен и укрепления рубля. Скорректированная операционная прибыль (OIBDA) до амортизации резко сократилась на 54% до 2,6 млрд рублей, а рентабельность по OIBDA упала с 11,7% до 5,8%.
Компания зафиксировала скорректированный чистый убыток в размере 15,9 млрд рублей.
Чистый долг сократился в три раза (на 59%) – до 58,1 млрд рублей. Это случилось благодаря успешной дополнительной эмиссии акций.
Объем заготовки леса вырос на 2%, до 4,1 млн кубометров. Динамика продаж была неоднородной: отмечен рост в сегментах бумаги (+5%) и биотоплива (в 2,1 раза), но произошло снижение в упаковке (-15%), фанере (-7%) и пиломатериалах (-6%).
Меры принимаются
Причины сложностей, сказано в документе, – слабый спрос на внутреннем рынке из-за высокой ключевой ставки и сокращения льготной ипотеки. Это ограничивало строительную активность – основной источник спроса на продукцию «Сегежи» в России. Также повлияли укрепление рубля и низкие цены на экспортных рынках, особенно в Китае.
В этих условиях «Сегежа Групп» сосредоточилась на повышении операционной эффективности. Компания реализует комплекс мер по снижению себестоимости, оптимизации логистики и перераспределению загрузки производства.
Так, было принято решение о реорганизации одного из сибирских предприятий (какого – в отчете не говорится) для концентрации производства на более современном комбинате, что должно дать экономический эффект свыше 1 млрд рублей в 2026 году.
Лес проблем
Главное – у лесоперерабатывающих предприятий снижается реализация. Они физически не могут распродать продукцию в требуемых объемах.
Логистика – вторая по значимости проблема, и не только для «Сегежи». После переориентации большинства экспортных потоков на восток Транссиб и БАМ оказались перегружены. Лесные грузы, несмотря на их стратегическую важность для региона, попадают в восьмую очередь при распределении железнодорожных мощностей. Это вынуждает предприятия часто терпеть простои и нести дополнительные издержки.
Параллельно усилился и экологический контроль: надзорные органы активнее выписывают штрафы, а суды – многомиллионные иски за нарушения природоохранного законодательства.
Производство падает
Согласно отчету Росстата, производство лесоматериалов в Красноярском крае за первое полугодие 2025 года сократилось, особенно хвойной древесины. Но при этом наблюдался значительный рост производства древесины для топлива.
Так, общий объем заготовки необработанных лесоматериалов составил 4849,3 тыс. куб. м. Производство снизилось на 6,1% по сравнению с первым полугодием 2024 года.
- Заготовка хвойных пород составила 4319,5 тыс. куб. м (падение на 7,6% год к году).
- Заготовка лиственных пород не изменилась и составила 426,5 тыс. кубометров.
- Заготовка топливной древесины выросла на 71,9% и достигла 103,4 тыс. кубометров.
Что делать?
Несмотря на сложности, отрасль ищет выход. Около 80% экспорта по-прежнему идет в Китай, но активно развиваются поставки в Ливан, Египет и другие страны Ближнего Востока.
Внутри страны эксперты предлагают стимулировать спрос на деревянную продукцию – например, включать ее в госпрограммы строительства. Также рассматривается возможность масового использования пеллет в муниципальных котельных – это могло бы создать большой внутренний рынок для продукции, ранее экспортировавшейся в Европу.
Перспективы также связывают и с дальнейшим развитием транспортной инфраструктуры. Расширение БАМа, строительство обходов и модернизация участков Транссиба должны в скором времени увеличить пропускную способность к экспортным тихоокеанским портам России.
Обсуждается и амбициозный проект нового коридора «Сибирь – страны АТР» с перевалкой грузов через Лесосибирский речной порт и Северный морской путь. Правда, сезонность речной навигации (всего 4 месяца в году) и высокая стоимость ледовой проводки делают этот вариант пока менее привлекательным, чем стабильные круглогодичные железнодорожные поставки в Китай.
Все еще лидер
По данным регионального министерства природных ресурсов, Красноярский край, несмотря на все сложности, остается одним из ключевых игроков в российской лесной отрасли, занимая ведущие позиции по объемам заготовки древесины, выпуску пиломатериалов, пеллет и погонажных изделий.
В масштабах страны и Сибирского федерального округа регион стабильно удерживает вторые и третьи места по основным производственным показателям,
в том числе первое место в СФО по производству погонажа и второе – по выпуску пеллет.
Тем не менее, признают в министерстве, отрасль переживает значительный спад. К 2024 году (по сравнению с 2021-м) объемы заготовки древесины и производства пиломатериалов сократились на четверть, выпуск погонажных изделий упал на 24%, а производство пеллет – более чем в полтора раза, на 63%.
Численность работников, занятых в отрасли, по данным минприроды, неуклонно снижается. Так, в 2023 году в обработке древесины наблюдалось снижение среднесписочной численности работников на 15,3%, в 2024 году – еще на 13,6%.
В первом полугодии 2025 года заготовка древесины упала на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, производство пиломатериалов снизилось на 18%, а погонажных изделий – почти на 37%. Единственным позитивным исключением стал рост выпуска пеллет – на 61,5%. Этому способствовало развитие новых экспортных направлений, в том числе в Корею.
«Снижение показателей произошло из-за ковидных ограничений и последующего введения санкций со стороны недружественных стран», – пояснили ДЕЛА в министерстве природных ресурсов и лесного комплекса края.
Людей сокращают
В этих условиях, сообщили в минприроды, ПАО «Сегежа Групп» проводит оптимизацию издержек, что, в частности, отразилось на АО «Новоенисейский ЛХК».
Сначала предполагалось, что сокращения будут очень масштабными – до 806 человек к июлю 2025 года. Однако планы скорректировали: к концу августа список сокращаемых сократился до 413 человек. А уже в сентябре цифра уменьшилась еще – примерно до 350 человек.
Работникам, попавшим под сокращение, предлагают варианты трудоустройства на других предприятиях региона – вахтовым методом, в том числе на объектах горнодобывающей и металлургической отраслей: в АО «Горьевский ГОК», АО «Васильевский рудник», АО «РУСАЛ Красноярск», АО «СУЭК» и Группу компаний «Илим».
Выход есть
Красноярские власти тоже заняты решением проблемы. Основной акцент делается на расширение глубокой переработки древесины внутри региона и развитие деревообрабатывающих производств – чтобы снизить зависимость от внешних рынков и повысить устойчивость отрасли в долгосрочной перспективе.
«В настоящее время министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края совместно с предприятиями лесного комплекса прорабатываются предложения по расширению масштабов переработки лесных ресурсов на территории края и поддержке предприятий деревообрабатывающей отрасли», – пояснили ДЕЛА в министерстве.
Словом, можно сказать, что ситуация в лесной отрасли Красноярского края хоть и остается напряженной, но не является безнадежной. Процесс продолжается: предприятия адаптируются, власти ищут механизмы поддержки, прокуратура обеспечивает защиту прав работников.
Главная цель – не просто пережить кризис, а переформатировать отрасль: уйти от экспортно-сырьевой модели к глубокой переработке и развитию внутреннего рынка.