Как придумать будущее: легендарный дизайнер встретился с красноярцами
Создатель концепции внешнего вида «Тойота», космического корабля «Орел» и олимпийского факела, легендарный российский дизайнер Владимир Пирожков, поделился с красноярцами секретами мотивации и креативности на лектории РУСАЛ ФЕСТИВAL #НАУКА
Владимир Пирожков – один из самых известных российских промышленных художников. Родился в 1968 году в Кишиневе. Образование получил в Свердловском архитектурном институте по специальности «промышленный дизайн». Прошел стажировку у известного швейцарского дизайнера Луиджи Колани. Позже совершенствовал навыки в Art Center College of Design в Швейцарии. Около двадцати лет Владимир работал в Европе: создавал интерьеры и концепты для Citroën и Toyota, в том числе участвовал в разработке таких моделей, как Corolla, Yaris и RAV4.
В 2007 году вернулся в Россию и основал мультиотраслевой центр промышленного дизайна «АСТРАРОССА». Его проекты включают дизайн фирменного стиля самолета Sukhoi Superjet 100, космического корабля нового поколения «Орел» и многие другие инновационные разработки. Красноярцам же хорошо известно еще одно его творение – факелы олимпийских игр в Сочи, которые по дизайну Пирожкова производили на заводе Красмаш.
30 августа в Красноярске Пирожков встретился с аудиторией, чтобы поделиться мыслями о мотивации и креативности, раскрывая собственные секреты вдохновения и преодоления трудностей.
«Нет фантазии? До свидания!»
Владимир Пирожков начал разговор с типичной проблемы молодых специалистов – быстрого выгорания на работе.
«Часто молодежь приходит и говорит: я на том проекте выгорел, на другом проекте выгорел. А ему всего двадцать один! Так вот, я таких не беру», – рассказал он.
Опытный дизайнер и руководитель считает, что порой молодые люди слишком быстро теряют мотивацию, даже не успев по-настоящему начать свой путь. Для него же важно видеть в человеке стремление и настойчивость, а не раннее разочарование.
Еще одно качество, которое ищет в молодежи Пирожков, – фантазия, видение будущего.
«Реальная проблема сегодня в том, что очень сложно найти ребят, которые могли бы мечтать. Знаете, что они говорят? «Ну, вы скажите, что делать, я и буду делать». А мне это не нужно. Сегодня делать может нейросетка. Причем гораздо лучше, чем ты. А от человека требуется фантазия. Нету? До свидания!», – рассказывает он.
«Будущее уже наступило»
По словам дизайнера, такие вещи, как летающие автомобили и квантовые телефоны, – это не будущее, а настоящее. В мире уже свыше восьмисот компаний занимаются разработкой и внедрением транспорта для перемещения в пространстве без использования дорог. Причем в некоторых городах Китая, а также в ОАЭ сервисы летающих авто уже запускаются в эксплуатацию.
Именно поэтому Пирожков говорит о том, что бизнесу необходима фантазия. Без нее есть риск отстать и навсегда остаться в аутсайдерах. Нужно заглядывать на несколько десятилетий вперед.
«Когда я работал с «Тойотой», то один из проектов, который мне поручили создать, имел горизонт реализации 2053 год», – пояснил он.
«Креативность – это работа, а не вдохновение»
Владимир Пирожков подчеркивает, что творчество требует системного подхода и дисциплины:
«Если вы дизайнер, то каждый день ваша работа – придумывать что-то новое. Не ждите вдохновения на пляже с ванильным рафом, это не работает. Нужно работать всегда, в любых условиях.
Можно самому себе говорить: «У меня сегодня такой классный день. Я сегодня обязательно что-нибудь крутое придумаю». Если научиться находить радость в каждом дне, креатив будет постоянно к вам приходить».
«Идея без реализации – пустой звук»
Пирожков настаивает, что идея – ничто без реализации. Многое в мире уже придумано, но важно уметь создавать новое, комбинируя опыт прошлого, настоящее и фантазии о будущем. Он призывает к действию: не бояться показывать свои проекты, даже если не уверены в их оригинальности или опасаетесь, что их «украдут». Реализация, даже в маленьких проектах, ведет к развитию и успеху.
«Много уже придумано, но если вы не реализуете свои идеи, не стоит волноваться. Посмотрите на Китай. Там 1,5 миллиарда креативных людей, которые пытаются сделать что-то новое. Просто сделай – даже на бумаге или из бумаги».
Пирожков приводит вдохновляющий пример – китайский школьник, который создал приложение для груминга собак, за неделю заработал десятки миллионов долларов: «Это доказывает – если вы делаете что-то действительно полезное, ваша идея найдет свою аудиторию».
«Главное – приносить пользу людям»
Для Пирожкова полезность – главное условие успеха. Если продукт несет ценность, он найдет своего потребителя. Мотивация, по его мнению, должна исходить из осознания значимости своей работы для окружающих. Он отмечает: «Часто дизайнеры делают проекты для отчета или для самоуважения. Но если то, что ты делаешь, неинтересно или неполезно людям, – успеха не будет».
«Делайте вещи, которые вызывают эмоции»
Дизайн – это не только функциональность, но и способность вызывать эмоции, желание обладать вещью, уверен Пирожков.
«Создавать просто функциональный предмет – скучно. Нужно делать такие вещи, которые вызывают улыбку, желание владеть ими. Восторг, который испытывает человек при виде и использовании вашего продукта – вот настоящая награда», – уверен специалист.
Он приводит в пример дизайн робота Eva героини мультфильма «ВАЛЛ·И», за которым стоит продуманная промышленная эстетика: «Это результат работы дизайнеров, и именно такой подход делает продукт живым». Для Пирожкова эмоция является стратегическим активом, который помогает завоевывать сердца пользователей.
«Будь лучше, чем вчерашний ты»
Пирожков выделяет конкурентоспособность как движущую силу личного и командного роста.
Желание каждый день становиться лучше, совершенствоваться, не стоять на месте – главная мотивация.
Недостаток такого внутреннего стимула приводит к стагнации и апатии. Поддержание этого драйва – задача не только для руководителя, но и для каждого профессионала, желающего добиться успеха.
«Не бойтесь провалов»
Владимир честно делился своим опытом, напоминая, что ошибки – естественный этап любого пути:
«Есть проект Toyota RAV4, который я считал провалом. Я думал, что сделал великолепную работу, а в результате увидел совсем другой продукт» (на слайде презентации показывает разницу между своим дизайном и тем, что пошло в производство).
Однако компания сделала из этой «ужасной», по словам самого Пирожкова, модели бестселлер с миллионами копий. И тут, по его словам, было важно не потерять мотивацию из-за личных амбиций. Для Пирожкова провал – это не приговор, а урок и стимул.
Метод работы: «Идеи в коробочке»
Важным лайфхаком успеха легендарный дизайнер считает свою особую методику генерации идей. Ее он подробно разъяснил слушателям на примере одной задачи:
«Допустим, вам нужно придумать чайник. В понедельник вы рисуете вариант и кладете его в коробочку, не развивая дальше. Вторник отдых, смена обстановки – чтоб не перегореть. Среда – новый вариант, в коробочку. Четверг – снова отдых. Пятница – третий, необычный, почти фантастический вариант».
Далее следует показ и обсуждение мнений окружающих: «Так делается выбор. Без спешки, без давления – неделю работать, неделю отдыхать, а потом смотреть свежим взглядом». Эта техника позволяет избежать выгорания, стимулирует свежесть мысли и способствует нахождению действительно стоящих решений.
«Делать можно в любом месте»
Хоть Пирожков и имеет опыт работы в крупных международных компаниях, он уверен: важно не место, а команда и поддержка. Обращаясь к слушателям из регионов, он всегда повторяет:
«Не имеет значения, в каком городе вы работаете. Главное, чтобы рядом были люди, которые верят в вашу идею и поддерживают ее».
Команда и атмосфера, по его словам, важнее офисов и кабинетов в мегаполисах. При этом внутренняя мотивация для роста и развития – еще более решающий фактор: «Мы с вами здесь собрались, потому что нам это интересно, потому что у нас есть желание роста. Это то, что движет и дает силы».
«Нужно всегда мечтать на несколько шагов вперед»
Завершая встречу, Владимир Пирожков призвал слушателей не только ставить перед собой цели, но и постоянно идти дальше:
«Одной мечты недостаточно. Необходимо иметь запас из двух-трех «мечт» вперед – это как в «Алисе в стране чудес»: чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы куда-то попасть – бежать втрое быстрее». Он напоминает о скрытой силе инноваций: «100 лет назад мы пересели с коней на автомобили – а что будет дальше? Нужно думать о будущем, о том, каким будут транспорт и технологии через десятилетия».
Кстати, по мнению эксперта, будущее транспорта – за антигравитацией.
Из выступления Владимира Пирожкова слушатели узнали немало нового. Отметим, что РУСАЛ впервые проводит лекции для взрослых в рамках детского научного фестиваля, который в этом году будет организован в 17 городах России. Пилотными площадками РУСАЛ ФЕСТИВAL #НАУКА стали Красноярск, Новокузнецк и Волгоград, где выступают одни из самых известных ученых страны, занятых исследованиями в области освоения космоса, математики, промышленного дизайна.