Полноценные новости Красноярского края

Какие тайны ведут туристов на Красноярский Север

В мае в Российском союзе туриндустрии рассказали, что у туристов заметно вырос интерес к так называемым мистическим местам. Среди них было упомянуто и плато Путорана – уникальный памятник природы на севере Красноярского края. ДЕЛА поговорили с представителями компаний, которые возят путешественников в эти безлюдные леса и дикие горы. Кто и за какими эмоциями отправляется на Таймыр и чего это стоит туристам и туроператорам?

Плато – это возвышенная равнина, и плато Путорана представляет собой горный массив на северо-западе Красноярского края, который на западе и севере заканчивается крутыми уступами, а с юга и востока – пологими склонами. Площадь огромной территории – 250 тысяч кв. км, из которых примерно 18,8 тыс. занимает памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО – Путоранский заповедник

По информации с вебинара РСТ, лидером по популярности у активных любителей неразгаданных тайн остается перевал Дятлова на Урале. Стабильным интересом пользуются центр шаманизма, байкальский остров Ольхон и гора Воттоваара в Карелии «с аномальными явлениями». Что касается Путоран, то спрос на экспедиции в эти места вырос с 2,5 раза по сравнению с 2024 годом, сообщила представитель одного из маркетплейсов авторских туров Ксения Оболенская.

За туманом и за запахом тайги

Впрочем, красноярские участники рынка отмечают: спрос и интерес – это одно, а вот возможности для туризма в таких местах, как плато, крайне ограниченны.

«Растущий интерес и увеличение турпотока – это разные вещи. Турпоток на территории не может расти, если нет гостиниц, необходимой инфраструктуры, если есть сложности с логистикой... Например, мы одновременно можем принять не больше 12 гостей, так что делаем ставку на приватный отдых. В летний сезон у нас всего несколько заездов сборных групп туристов в партнерстве с Russia Discovery – федеральным туроператором», – рассказал ДЕЛА Антон Лысов, руководитель компании «Территория Путорана».

Между тем летний сезон на Путорана, расположенном в арктических широтах, очень короток: максимум 13-14 недель. И за год, таким образом, увидеть эти края могут с туроператором около 170 человек. Но и здесь речь только о благоустроенных вариантах размещения людей – таких баз на плато не более трех. 

«Для всех остальных, включая самостоятельных туристов с палатками, лодками и плотами, летний сезон на плато Путорана – от силы 8 недель. И в ближайшее время большого количества турбаз, как на Алтае, Байкале и даже на Камчатке, здесь точно не появится, в связи с тем, что сезон очень короткий, а инфраструктурных и логистических ограничений очень много», – говорит Лысов.

Еще одним ограничением для роста туризма можно считать цену путешествий.

Неделя на плато в организованном туре с цивилизованным размещением – это от 250 тысяч рублей на человека.

Туристическая база на озере Лама. Фото Сергея Токарева

«Не скрою, частенько возникают вопросы, так как за эти деньги можно отдохнуть в Турции или Таиланде. Но каждому свое. Для людей, выбирающих традиционный пляжный отдых и шведский стол, приключенческий туризм вообще неблизок и непонятен», – замечает наш собеседник.

Все автомобильные дороги заканчиваются в Норильске – в 120 км от озера Лама, до которого водным путем приходится добираться несколько часов.

На территории нет никаких железных дорог, электричества, проводного и мобильного интернета, централизованных бытовых коммуникаций.

На немногих благоустроенных базах вопросы современного комфорта решаются собственными генераторами, радио- и спутниковой связью и даже интернетом, если кому-то уж совсем не хочется «пропадать с радаров». 

Поездки в эти края не имеют ничего общего с путешествиями, например, на турбазу реки Маны или даже в Ергаки. И когда в интернете размещают объявления о «турах по озеру Лама на плоту», как по Мане, у норильчан это вызывает недоумение: озеро очень большое (по разным источникам, от 318 до 360 кв. км площадью), там бывают шторма, как на море, а использоваться для перемещения могут только суда морского класса или на воздушной подушке. Причем вокруг, по берегам, бродят дикие животные…

Путораны образовались, полагают ученые, в результате извержения вулкана более 250 млн лет назад. Это во всех смыслах уникальное место, где находятся, например, самый высокий водопад России Тальниковый (600 м), множество других водопадов, рек и озер, географический центр России – озеро Виви, каньоны, пороги, ущелья… Здесь обитают редкие птицы и рыбы, хищники и копытные, и в том числе особым образом сохранившаяся популяция снежных баранов. А современный человек попадает сюда только приложив массу усилий

«Приехав на плато Путорана, вы окажетесь в местах, где вокруг на много сотен километров нет вообще ничего и никого вокруг, кроме маленькой группы туристов», – таковы перспективы экстремального путешествия. Зато гости могут подняться на видовые вершины, дойти до водопадов – оказавшись «на краю света», говорят организаторы, все хотят увидеть максимум возможного.

Кстати, туризмом в этих краях в компании начали заниматься из-за собственных увлечений. Сначала построили туристическую базу на озере Лама для себя. Потом стали проситься в гости друзья-норильчане, любители экстрима из других регионов. Решили попробовать заняться вопросом организованно и создали компанию. И вот уже 10 лет «Территория Путорана» возит путешественников. За это время обзавелись своим транспортом, заключают договоры на аренду вертолетов.

«Основной всплеск интереса произошел после введения санкций: это общая тенденция касается внутреннего российского туризма. У нас добавляются еще два тренда: экологический туризм – желание побывать в местах с первозданной природой и арктический туризм – противовес ленивому пляжному отдыху», – рассказывает Антон Лысов.

Кто эти избранные

Примечательно, что большая часть гостей сегодня – это москвичи и жители европейской части страны:

«Для них северная природа, такой размах и масштабы, – еще большая экзотика, чем для сибиряков. Жители столицы в принципе готовы тратить на отдых больше, чем жители других регионов. Но это тоже меняется, у нас отдыхали группы из Карелии, из Иркутска, из Новосибирска… Большинство наших гостей много путешествуют, их не удивишь заграничными курортами. Оказавшись на плато Путорана, они получают другое: восторг новизны и впечатления от совершенно другой природы, диких мест, полярного дня и северного сияния».

По желанию для путешественников проведут шаманские обряды, научат плести обереги и угостят национальными блюдами

И совсем не в мистике дело: в некоторой мере мистическая составляющая может быть связана разве что с традициями коренных северных народов – «легенды, шаманы, атрибуты быта и промысла, национальная кухня вызывают очень большой интерес».

Не мистика, а эмоции привлекают на север края туристов и другой компании, «Большое рыболовное путешествие».

«Наше место – это предгорье плато Путорана. Не само плато, но природные условия с ним очень схожи, они фактически те же. И открытие этих мест с первородной, нетронутой красотой Енисейского приполярья для тех, кто ищет необычных впечатлений, было одной из наших целей, когда возникла идея заниматься туризмом.

Благоустроенная стоянка на реке Бахта в приполярье

Вдобавок мы специализируемся на особом его виде – рыболовном, – говорит основатель и руководитель компании «Большое рыболовное путешествие» Роза Даурская. – Я сама северянка, родилась и выросла на Енисее, хорошо знаю жизнь в этих местах и понимаю, для чего сюда готовы ехать путешественники. Рыбалка – единственный экономически целесообразный вид северного туризма, популярный в мире».

По словам руководителя, не секрет, что такие туры тоже могут позволить себе только состоятельные люди: аренда вертолетов обходится в круглую сумму. И едут вип-путешественники также в хорошо оборудованные в дикой тайге стоянки в формате глэмпинга.

«Организация таежного туризма – это очень непростой бизнес. Например, нужно как-то доставить стройматериалы, найти людей, которые смогут обслуживать гостей в таких диких местах. Те, кого мы привозим сюда, могут рыбачить на притоках Енисея по принципу «поймал – отпусти», как где-нибудь в Европе. Такой принцип позволяет сохранять ресурсы рек», – поясняет Роза Даурская.

Она согласна с тем, путешественники вряд ли едут сюда из-за мистических тайн.

«Но, наверное, у каждого из них есть что рассказать после поездки, есть свои истории. Ведь там, где они живут неделю или пару недель, за сто километров вокруг не встретишь ни одного человека», – заключает собеседница ДЕЛА.

В любом случае, что бы ни тянуло энтузиастов на север края, пока возможностей для большого туризма здесь недостаточно.

Тем более, что все сказанное выше относится к российским туристам, иностранцам в эти края в наше непростое время не попасть. Хотя очень большой интерес к красноярскому плато проявляют, например, китайцы.

«В свое время на Байкале турпоток из Китая сыграл большую роль в развитии туристической инфраструктуры. Но для Норильска и Таймыра иностранный туризм – пока очень отложенная перспектива. Норильск сейчас полностью закрыт на въезд для иностранных граждан», – поясняет Антон Лысов.

Таким образом, плато Путорана и его окрестности еще очень долго будут оставаться эксклюзивным туристическим направлением. И, наверное, это неплохо: пусть хоть где-то первозданная природа может свободно существовать без своего самозваного царя.