Железную дорогу из Сибири в Монголию и Китай обсудили на ПМЭФ
Создание Центрально-Евразийского транспортного коридора из Южной Сибири через перевалы Западного Саяна, Тыву и Монголию в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР снова стало предметом обсуждения. На этот раз на Петербургском экономическом форуме.
Главы трех заинтересованных в проекте регионов – Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва – совместно с Центром стратегических разработок подписали меморандум о сотрудничестве по проекту.
Основная цель – еще раз определить целесообразность дорогостоящего строительства нового трансазиатского железнодорожного маршрута.
Для этого необходимо сначала провести комплексную оценку объемов экспорта крупнотоннажных грузов по будущему транспортному коридору. Сейчас стоит задача спрогнозировать потенциал и реальные перспективы роста производства и добычи минеральных ресурсов, прежде всего угля, до 2050 года. Это и должны рассчитать три региона Енисейской Сибири, откуда будет начинаться новая дорога.
«Важно дать четкий и обоснованный ответ – наберется ли грузовая база для строительства нового транспортного коридора Россия – Монголия – Китай», – пояснил цель соглашения генеральный директор Центра стратегических разработок Павел Смелов.
Напомним, существует два варианта прокладки новых железнодорожных коридоров из Южной Сибири в КНР: из Кемеровской области через горы Алтая и из Красноярского края через горы Западного Саяна.
Первый участок Центрально-Евразийского транспортного коридора из Красноярского края до Тывы, многострадальную железную дорогу Кызыл –Курагино, попытались начать строить еще в 2011 году. Но затем проект забросили из-за отсутствия средств у инвестора, и на настоящий момент перспективы его весьма туманны.
Сейчас строительство 400-километровой однопутной неэлектрифицированной трассы от Курагино через Саяны до Кызыла по сложному рельефу со множеством противолавинных галерей, мостов и тоннелей оценивают в более чем триллион рублей. И понятно, что прокладывать ее исключительно для вывоза минеральной продукции из Тывы к Транссибу нерентабельно.
Но проект может возродиться как часть глобального меридионального Центрально-Евразийского транспортного коридора. При условии, что найдется что-то нужное для Монголии и Западного Китая, да еще и в достаточно стабильных долгосрочных объемах, для перевозок по этой железной дороге.