Полноценные новости Красноярского края

Железную дорогу из Сибири в Монголию и Китай обсудили на ПМЭФ

Создание Центрально-Евразийского транспортного коридора из Южной Сибири через перевалы Западного Саяна, Тыву и Монголию в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР снова стало предметом обсуждения. На этот раз на Петербургском экономическом форуме.

Сейчас уголь из Кемеровской области и Хакасии идет «вкругаля» – сначала на север через Южный ход Транссиба (через Восточные Саяны). И только затем он может попасть на восток и на юг. Идея проложить прямой короткий маршрут в КНР и МНР существует давно, но все пока остается на уровне разговоров

Главы трех заинтересованных в проекте регионов – Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва – совместно с Центром стратегических разработок подписали меморандум о сотрудничестве по проекту.

Основная цель – еще раз определить целесообразность дорогостоящего строительства нового трансазиатского железнодорожного маршрута.

Для этого необходимо сначала провести комплексную оценку объемов экспорта крупнотоннажных грузов по будущему транспортному коридору. Сейчас стоит задача спрогнозировать потенциал и реальные перспективы роста производства и добычи минеральных ресурсов, прежде всего угля, до 2050 года. Это и должны рассчитать три региона Енисейской Сибири, откуда будет начинаться новая дорога.

Железная дорога из Южной Сибири в Центральную Азию обрастает соглашениями и меморандумами. Но сначала надо понять, зачем и кому она вообще нужна и будет ли стройка экономически обоснованна

«Важно дать четкий и обоснованный ответ – наберется ли грузовая база для строительства нового транспортного коридора Россия – Монголия – Китай», – пояснил цель соглашения генеральный директор Центра стратегических разработок Павел Смелов.

Напомним, существует два варианта прокладки новых железнодорожных коридоров из Южной Сибири в КНР: из Кемеровской области через горы Алтая и из Красноярского края через горы Западного Саяна.

Первый вариант: из угольного Кузбасса прямиком в Синьцзян (КНР). Второй вариант охватывает больше потребителей и грузоотправителей: с юга Красноярского края через Тыву в Монголию, с дальнейшими разветлениями на Улан-Батор (и далее до Пекина), а через Ховд (Кобдо) далее на Урумчи (Синьцзян)

Первый участок Центрально-Евразийского транспортного коридора из Красноярского края до Тывы, многострадальную железную дорогу Кызыл –Курагино, попытались начать строить еще в 2011 году. Но затем проект забросили из-за отсутствия средств у инвестора, и на настоящий момент перспективы его весьма туманны.

В районе планируемой железнодорожной станции Кызыл-Грузовой до сих пор стоит памятный камень. На постаменте написано: «Кызыл – Курагино: дорога развития. Май 2011 г.». Это все, что построили за более чем 10 лет

Сейчас строительство 400-километровой однопутной неэлектрифицированной трассы от Курагино через Саяны до Кызыла по сложному рельефу со множеством противолавинных галерей, мостов и тоннелей оценивают в более чем триллион рублей. И понятно, что прокладывать ее исключительно для вывоза минеральной продукции из Тывы к Транссибу нерентабельно.

Дорога из Хакасско-Минусинской котловины через Саянские перевалы и хребты на равнины Тывы и далее в бескрайние просторы Центральной Азии выходит очень дорогой – 125 мостов, 8 тоннелей, множество других искусственных сооружений

Но проект может возродиться как часть глобального меридионального Центрально-Евразийского транспортного коридора. При условии, что найдется что-то нужное для Монголии и Западного Китая, да еще и в достаточно стабильных долгосрочных объемах, для перевозок по этой железной дороге.