В Сибири призвали нарастить перевозки по Енисею
Великие сибирские реки – Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ангара – сегодня работают менее чем на 30% от советских показателей грузоперевозок. Ситуацию хотят исправить: ДЕЛА выясняли, за счет каких проектов Красноярского края может развиваться использование его главной водной артерии. Очевидно, что процесс этот очень долгий и непростой.
О планах на совещании по вопросам развития Сибирского федерального округа рассказал полномочный представитель президента РФ Анатолий Серышев. Полпред призвал восстановить транспортно-логистический потенциал великих сибирских рек. По каким направлениям это может быть сделано?
Выход на Северный морской путь
Интенсификация доставки грузов по внутренним водным маршрутам рассматривается в свете поставленной президентом задачи о развитии Северного морского пути.
Рост судоходства по Оби и Енисею позволит создать сезонные (действующие 4-5 месяцев в году), но мощные дополнительные транспортные пути, которые свяжут богатые сырьем и промышленно развитые регионы центра и юга Сибири с портами на Северном Ледовитом океане. Это в свою очередь позволит частично разгрузить Транссиб от экспортных грузопотоков с сторону стран Юго-Восточной Азии через дальневосточные тихоокеанские порты России.
Потенциал Енисея
В советский период общий объем грузоперевозок в Енисейском бассейне (Енисей и его притоки: Ангара, Большой Пит, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Большая Хета + другие) за навигацию составлял около 28 млн тонн.
Как рассказали ДЕЛА в ФБУ «Администрация Енисейречтранс» (отвечает за содержание внутренних водных путей), сейчас в бассейне работает около 150 лицензированных грузоперевозчиков. В навигационный период 2024 года по основным магистральным маршрутам (собственно Енисей и Ангара) ими было доставлено 6,1 млн тонн грузов. Из них более половины – 3,2 млн тонн – приходится на долю Енисейского пароходства.
Таким образом, текущие объемы использования Енисея как грузовой артерии на Север составляют всего 21% от советских рекордов.
Кузбасский уголь через Енисей
Еще в 2023 году Минтранс РФ предложил запустить тестовые поставки добытого экспортного каменного угля из Кемеровской области и Хакасии по Енисею через Северный морской путь в КНР и другие азиатские страны из портов Красноярска и Лесосибирска. Цель все та же: снизить нагрузку на восточную часть Транссибирской магистрали и БАМ.
Однако по ряду объективных трудностей этот маршрут так и не заработал. Основными препятствиями к его реализации являются:
- Отсутствие дополнительных мощностей для накопления и перевалки угля в портах Красноярска и Лесосибирска. А учитывая непростую экологическую обстановку в этих городах (оба включены в федеральный проект «Чистый воздух»), возведение здесь больших угольных терминалов вряд ли целесообразно.
- Отсутствие дополнительного свободного флота для столь масштабных перевозок. На строительство новых несамоходных судов уйдут годы – с неясной перспективой их востребованности в дальнейшем, после завершения программы модернизации и увеличения пропускной способности Восточного полигона РЖД.
- Низкая экономическая эффективность подобного маршрута: речная навигация на Енисее в его низовьях длится всего 4 месяца, с начала июня по конец сентября. Кроме того, необходима дополнительная перевалка в районе Игарки, Дудинки или Енисейского залива с речных барж на полноценные морские суда, способных пройти по СМП и океанским путям.
Так что инициатива Минтранса РФ так и не получила своего развития, а потом резко упали и экспортные цены на энергетический уголь. И новый енисейский маршрут кузбасского угля, более дорогой, чем прямиком железной дорогой к дальневосточным портам, стал не так актуален.
Но идея использовать Енисей для экспорта минерально-сырьевых ресурсов и готовой продукции лесопромышленного и металлургического комплекса через Севморпуть в страны Юго-Восточной Азии никуда не делась.
Где же перспективы роста
В Министерстве транспорта Красноярского края ДЕЛА рассказали, что планомерное увеличение переработки грузов в Красноярском и Лесосибирском речных портах, а также в целом существенный рост судоходства в Енисейском бассейне связывают с развитием добывающей отрасти Нижнего Приангарья и, главным образом, с дальнейшим освоением огромных нефтегазовых и угольных месторождений именно на Крайнем Севере региона в низовьях Енисея.
В стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения нацбезопасности до 2035 года основными направлениями на территории Красноярского края обозначены:
- Создание и развитие на базе месторождений Западного Таймыра нефтяного минерально-сырьевого центра, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;
- Создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, также ориентированного на вывоз продукции через акваторию СМП;
- Развитие морских портов: строительство новых угольных и нефтяного терминалов и и создание на Диксоне современной базы технического обслуживания и бункеровки судов.
Таким образом, сейчас основное внимание сосредоточено на развитии грузовой портовой инфраструктуры в низовьях – морские условия плавания на Енисее начинаются от Игарки, а Дудинка – это фактически морской порт. И именно новое «освоение северов» в ближайшей перспективе может увеличить грузопотоки на самой великой реке Сибири.