«Знаковым событием будет свет в конце тоннеля»: Красноярское метро миновало первый километр
В Красноярске активно идет строительство нового вида транспорта – легкорельсового метротрама. Совсем недавно тоннелепроходческий комплекс «Екатерина», который движется от Взлетки к центру, преодолел первую 1000 метров. ДЕЛА спустились в одну из будущих артерий метро и посмотрели, как шаг за шагом движется вперед огромный щит.
«Екатерина» начала бурить тоннель от станции «Улица Шахтеров» в начале сентября 2024 года, на месяц раньше «Соломеи». Здесь, на пересечении улиц Молокова и Шахтеров, разместится единственная наземная станция красноярского метро, конечная первой линии. Два ТПМК следуют сейчас параллельно друг другу под землей в сторону станции «Улица Карла Маркса», которая будет построена прямо у здания мэрии. Этот участок станет самым протяженным в первой очереди строительства метротрама.
Совсем недавно «Екатерина» прошла знаковую отметку в 1000 метров – это почти треть перегона. Как рассказал главный инженер проекта ГК «Бамтоннельстрой-Мост» (подрядчика работ) Андрей Осипов, проходка щита идет штатно. Красноярский проект метро он назвал сложным, но отметил, что то же самое может сказать о любом подобном объекте:
«Каждый проект для нас сложный – разные грунты, разные условия проходки. Всегда и везде приходится подстраиваться под горно-геологические условия, проектную документацию, разные типы отделок. Везде есть своя изюминка».
На вопрос о том, отметили ли как-то метростроители проходку первого километра, Андрей Осипов ответил так:
«В метростроении знаковое событие – это свет в конце тоннеля. Будем праздновать, когда машины выйдут на поверхность».
В тоннеле будущего метротрама прохладнее, чем на поверхности, что неудивительно – ведь он уходит под землю. Облицовка «коридора» – словно огромная мозаика из тюбингов. Каждый ряд помечен ярко-красным порядковым номером, как и отметки 500 и 1000 метров.
Чем ближе подходишь к «Екатерине», тем жарче становится. А еще – громче. Все вокруг постоянно пищит, гремит, трясется, а что именно происходит, без объяснений специалистов не слишком понятно.
«Разработка грунта ведется ротором, далее грунт выдается на тоннельный конвейер и удаляется из тоннеля. Ведется монтаж сборной железобетонной отделки, потом комплекс движется вперед, отталкиваясь от собранного кольца», – рассказывает начальник участка №1 подземных горно-капитальных работ ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Андрей Счастливцев.
Таким образом, объект укрепляется буквально шаг за шагом: «Екатерина» роет землю и отправляет грунт наружу, затем техника укладывает доставленные под землю тюбинги по диаметру тоннеля, а специалисты его закрепляют. Только после этого тоннелепроходческий комплекс движется дальше. Вероятно, для метростроителей этот процесс воспринимается как нечто обыденное, но на тех, кто видит подобное впервые, масштабы работы и ее слаженность производят впечатление.
Параллельно «Екатерине» – с небольшим зазором – движется «Соломея». Правда, сейчас второй ТПМК проходит плановое техобслуживание в притоннельном сооружении между улицами Полярная и Гагарина. Этот щит тоже скоро покорит свой первый километр – он прошел уже 959 метров. «Екатерина», к слову, недавно вернулась с такого «отдыха».
В следующий раз процедура ТО предстоит тоннелепроходческим комплексам, когда они дойдут до притоннельного сооружения в районе домов 23 и 27 по ул. Конституции СССР. То есть после того, как машины преодолеют водный барьер – Качу. Как отмечают инженеры, грунты возле реки для ТПМК не представляют никаких трудностей.
Ну а затем останется последний участок пути первого перегона – под историческим центром к зданию администрации города. После этого ТПМК «Екатерина» и «Соломея» перевезут в котлован станции «Площадь Революции», откуда начнется проходка в обратную сторону, до мэрии.
Перегонные тоннели от «Площади Революции» до «Вокзальной» будут прокладывать ТПМК «Анастасия» и «Ирина», а далее от «Вокзальной» в сторону «Ул. Копылова» «Анастасия» отправится в паре со щитом «Валентина».
Видео строительства Красноярского метро:
Отметим, что работы уже и сегодня ведутся на других объектах первой линии: на месте будущих станций «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Улица Карла Маркса» сейчас сооружают котлованы, на улице Копылова – готовят территорию к строительству.
Возведение метро в Красноярске стало возможным благодаря инфраструктурному кредиту: на глобальную стройку федерация выделила более 89 млрд рублей. Край в лице госпредприятия «Центр транспортной логистики» заключил контракт полного цикла с московским институтом «Моспроект-3». О том, что метро самого восточного миллионника – проект во многом уникальный, ДЕЛА писали не раз.
Кстати, метротрамваи, которые побегут по новым рельсам, в крае готовятся закупить в этом году, хотя их поставка ожидается не раньше 2027 года. Для города собираются приобрести 15 «трамвайных поездов» – трехсекционных трамваев двустороннего типа движения. И строители, и власти, и горожане очень надеются, что в юбилейный для Красноярска 2028 год они уже смогут прокатиться на метро.