Детей мигрантов будут тестировать при приеме в красноярские школы
В стенах Законодательного Собрания Красноярского края обсудили преподавание русского языка детям-иностранцам и тестирование их при поступлении в школу. В следующем учебном году учеников при зачислении будут обязательно проверять на знание русского языка.
Вопросы рассмотрели на совместном заседании комитета ЗС по образованию и культуре и секции Координационного совета.
Как напомнила председатель комитета Вера Оськина, с 1 апреля вступили в силу изменения в законодательстве:
теперь при приеме в школу детям, для которых русский язык не является родным, необходимо пройти тестирование.
По состоянию на март 2025 года в школах края учатся почти 6000 детей мигрантов, из которых 3429 – дети иностранцев, а 2368 ребенка – с миграционной историей. Большинство детей иностранных граждан – выходцы из Средней Азии, прежде всего Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.
Больше всего школьников-иностранцев обучается в Красноярске – 76%. В некоторых микрорайонах сконцентрированы семьи мигрантов, что приводит к увеличению численности обучающихся в школах.
Среди детей, получивших гражданство РФ, также остаются те, кто слабо интегрирован в российскую среду и плохо владеет русским языком.
Выяснилось, что 22,7% несовершеннолетних иностранных граждан, детей с миграционной историей не владеют или слабо владеют русским языком. 28,1% – владеют, но испытывают трудности в учебе.
При этом в крае действуют программы по интеграции детей, и реализуются проекты, направленные на воспитание уважения к закону.
Как сообщила руководитель главного управления образования Красноярска Марина Аксенова, в этом учебном году численность детей, обучающихся в городских школах,
составляет более 145 тысяч человек, из них 4,5 тысячи имеют иностранное гражданство или миграционную историю.
В Красноярске есть школы, уже накопившие богатый опыт социокультурной и языковой адаптации детей. Здесь организовано максимальное погружение в русскоязычную среду. Например, в школе №16 создан Центр дополнительного образования для адаптации детей мигрантов. Что касается обязательного тестирования для зачисления в школу детей иностранцев и лиц без гражданства, в крае тестирование будет проводить краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа дистанционного образования», расположенное в Красноярске. Направление на тестирование будет выдано после проверки документов, поданных для зачисления детей в первый класс.
«Для детей, поступающих в первый класс, тестирование проходит в устной форме, для 2-11 классов в диагностических материалах предусмотрена устная и письменная части», – пояснила замминистра образования Татьяна Гридасова. Если ребенок не справился с вопросами теста, процедуру можно повторить через 3 месяца.
Тема вызвала активную дискуссию среди депутатов. Елена Пензина обратила внимание на необходимость системной работы с национальными диаспорами. Она также отметила, что трудности у детей возникают
не только из-за незнания языка, но и из-за разницы менталитетов и культур.
Дмитрий Дмитриев сделал акцент на необходимости проанализировать и оценить в целом эффективность образовательной и воспитательной работы за прошлые годы, а Ирина Субочева предложила обобщить имеющийся опыт и практики. Виталий Дроздов отметил, что крайне важно не только обучать языку, но и знакомить детей и взрослых с культурой нашей страны. Наталья Пыжикова задала вопросы по содержанию теста для будущих школьников, а также отметила, что трудности в образовательном процессе возникают и у иностранных студентов вузов.
Прозвучало и предложение усилить работу с родителями, причем еще на начальном уровне. Опыт детских садов говорит о том, что зачастую язык плохо знаю не только дети, но и их родители.
«Проведение процедуры тестирования – новый опыт для нас, сейчас необходимо выработать единый пошаговый алгоритм действий. Но проблема языкового барьера, трудности с освоением детьми школьной программы возникли не сейчас. И для ребенка, и для его родителей важно социализироваться в обществе, изучать язык, историю, культуру и традиции нашей страны. Мигранты не должны жить обособленно, им необходимо общаться с русскоязычным населением. Если хочешь быть гражданином РФ, получать образование, работать – необходимо знать русский язык», – подытожила Вера Оськина.