Газификация Красноярска: в ожидании Китая взялись за транспорт
Полтора года назад президент России поручил газифицировать Красноярск к 400-летнему юбилею. Поставлять в город голубое топливо планировалось по еще не построенному газопроводу «Сила Сибири – 2». Однако «Газпром» и Китай пока так и не пришли к соглашению по проекту, и даже дата начала стройки до сих пор не определена.
При этом власти края уверены, что Красноярск без газа не останется – уже реализуется запасной вариант с автономной газификацией.
Подарок к 400-летию
Хотя разговоры о необходимости газифицировать Красноярск велись давно, конкретика появилась лишь летом 2023 года. В августе в Кремле прошло совещание с участием президента РФ о социально-экономическом развитии Красноярского края. Губернатор Михаил Котюков, поднимая тему газификации краевого центра, подчеркнул, что «для красноярцев решение по газу было бы лучшим подарком к 400-летию города».
В октябре того же года глава государства официально поручил газифицировать краевой центр до 2028-го.
Предполагается, что появление магистрального газа в Красноярске может стать лишь следствием реализации куда более грандиозного проекта: ведь
строить газопровод только для нужд одного региона, тем более с развитой угольной генерацией, нерентабельно из-за малых объемов внутреннего потребления.
Поэтому власти рассчитывают на строительство мощного экспортного газопровода «Сила Сибири – 2»: его труба согласно планам должна пройти из Томской области через центр Красноярского края и Иркутскую область в сторону Монголии, а затем на север Китая.
То есть енисейский регион просто будет забирать часть газа, идущего на экспорт.
Чтобы началось строительство второй «Силы», Китай и «Газпром» должны прийти к официальному соглашению. Вот тут-то и кроется загвоздка – заинтересованные стороны пока ни о чем не договорились.
Без Китая никак
Многие ожидали достижения договоренностей по газопроводу во время визита Владимира Путина в КНР в мае прошлого года, но этого не произошло. Дело в том, что китайская сторона потребовала продавать ей природный газ по той же цене, что и на внутреннем рынке России.
Однако «Газпром» заявляет, что на строительство «Силы Сибири – 2» нужны большие финансовые ресурсы (речь идет про миллиарды долларов), поэтому Россия никак не может согласиться с такими ценами. Тем не менее глава государства заверил, что РФ и Китай подтвердили заинтересованность в проектах по наращиванию поставок энергоресурсов, пусть никаких конкретных дат по реализации проекта газопровода и не прозвучало.
Эксперты также настроены оптимистично и уверены, что «Сила Сибири – 2» нужна обеим сторонам: «Газпрому» после сокращения западных рынков надо продавать газ, а Китай заинтересован в надежном и недорогом энергоносителе.
Газификация на стопе?
Пока договоренности с Китаем не достигнуты, «Газпром» не закладывает средства на строительство газопровода до Красноярска в своей инвестиционной программе на 2025 год. Информация об этом прозвучала на втором заседании рабочей группы Заксобрания края — первое состоялось более года назад.
Однако в компании заверяют: если соглашение будет достигнуто в этом году, средства найдутся.
А пока что край и «Газпром» работают по другим пунктам плана-графика газификации региона, подписанного в октябре 2024 года.
Ключевых этапов в «дорожной карте» несколько. Пока компания готовится к проектированию магистрального газопровода для подачи сетевого газа в Красноярск из Единой системы газоснабжения России. Уже проведены инженерные изыскания и отведены участки объектов «Система магистральных газопроводов «Восточная система газоснабжения».
Сейчас первостепенная задача – сформировать перечень потребителей сжиженного природного газа и прогнозный топливно-энергетический баланс региона до 2035 года с учетом ценовой конъюнктуры и принципов межтопливной конкуренции. ТЭБ, в котором будет прописано, какую долю в различных отраслях занимают уголь, газ, электричество и т. д., должен быть готов уже в августе этого года.
«Мы с вами не враги края, мы не можем сюда привести газ и порушить угольную промышленность, порушить то, что строили для пеллет и так далее», – говорит замгубернатора Валерий Семенов.
Также планируется утверждение программы развития газоснабжения и газификации края на 2026–2030 годы, которая включает мероприятия по автономному газоснабжению с использованием сжиженного природного газа. А после, когда будет принято окончательное инвестиционное решение о магистральном газопроводе, в программу включат объекты сетевой газификации потребителей.
Пока же акцент делается на переводе городского общественного транспорта на сжиженный природный газ.
Автобусы на газе
Развитие в регионе рынка газомоторного топлива – это отдельное направление газификации, соглашение по которому между краем и «Газпромом» было подписано осенью прошлого года.
В этом году планируется закупка 200 автобусов для Красноярска. Сейчас выбирают поставщиков – на примете ГАЗ, КАМАЗ и МАЗ. Такая покупка составит одну пятую часть городского автопарка общественного транспорта, но на этом останавливаться не планируют.
Под новые автобусы в городе построят газомоторные станции: площадка для одной из них уже выделена на красноярском АТП. «Газпром» со своей стороны гарантирует создание заправочной инфраструктуры и стабильные поставки на свои ГАЗС.
Валерий Семенов отмечает:
первичным вариантом газоснабжения Красноярска был и остается магистральный газопровод,
а «остальное – это предложения на случай, по-человечески скажу, «а вдруг вообще не получится», чтобы мы хотя бы не остались у разбитого корыта».
При этом замгубернатора все же выразил уверенность в успешном строительстве газовой трубы до краевого центра. Но о точных сроках говорить не приходится.