Наступит ли энергетический кризис в Сибири? Проблемы энергетиков обсуждают на федеральном уровне
В четырех сибирских регионах – Красноярском крае, Хакасии, Бурятии и Забайкалье – сложилась серьезная ситуация в электроснабжении. Причиной называют высокий уровень износа электросетевой инфраструктуры и несоответствие текущих тарифов реальным затратам на обслуживание и развитие системы электроснабжения. Тему подняли федеральные СМИ.
Проблемы складываются из нескольких факторов, пишет «Лента.ру» со ссылкой на имеющиеся в распоряжении редакции письма компании «Россети Сибирь» на имя глав регионов:
так, в Красноярском крае доля изношенных сетей составляет 82%, в Хакасии – более 76%. Аналогичная ситуация наблюдается в Бурятии и Забайкалье.
Кроме того, компания завершила 2023 год с убытком в 3 млрд рублей при кредитной нагрузке в 47 млрд. По данным за первое полугодие 2024 года, ситуация не улучшилась.
Из-за недорегулированности тарифов энергетики вынуждены существенно сокращать расходы на ремонт и строительство новых объектов. Так, в 2025 году объем финансирования ремонта может быть снижен вдвое, а новые проекты – полностью заморожены.
По словам главы комитета Госдумы по энергетике Николая Шульгинова, перегрузка подстанций уже привела к энергодефициту в ряде районов Сибири.
Электричество закончилось?
Как отмечается, в Сибири действует стереотип о том, что наличие крупных гидроэлектростанций гарантирует низкие цены на электроэнергию. Однако более половины генерации осуществляется на теплоэлектростанциях, которые требуют значительных затрат. Чтобы сохранить низкий тариф для конечных потребителей, компании приходилось экономить на содержании распределительных сетей. Это привело к их критическому износу. Кроме того, потребление электроэнергии увеличивается как за счет экономического роста, так и из-за перехода населения на электроотопление и растущей добычи криптовалют.
Проблема усугубляется долгами со стороны потребителей, включая коммунальные услуги и льготное присоединение к сетям.
Например, в Красноярском крае для реализации всех договоров льготной категории требуется более 8 млрд рублей, но на эти цели заложен всего один миллиард. Подробнее тут.
Нужны регуляторные соглашения
Главный предложенный выход – заключение регуляторных соглашений сроком на 10 лет между энергетическими компаниями и региональными властями. Этот механизм уже используется в других регионах Сибири, таких как Кузбасс, Омская и Томская области.
Соглашения предусматривают долгосрочные тарифы для стабильного функционирования компаний, инвестиции в модернизацию инфраструктуры и обеспечение льготного техприсоединения.
В пример приводится Кузбасс, где энергетики обязались инвестировать 32 млрд рублей в надежность электросетей, а регион в ответ предоставил им понятную тарифную политику.
Другим вариантом решения проблемы предлагается создание единой тарифной зоны для регионов Сибири. В этом случае полномочия по установлению тарифов будут переданы ФАС России.
Если вопрос не будет решен, последствия могут оказаться серьезными.
Так, при пиковых нагрузках потребуется ограничить подачу электроэнергии на сумму до 100 мегаватт, что затронет почти 70 тысяч человек. Также могут быть остановлены новые подключения. И, наконец, снижение расходов на ремонт приведет к ухудшению надежности электросетей и повышению риска аварий.
По мнению ряда экспертов, системные проблемы требуют системных решений.
Введение регуляторных соглашений позволит обеспечить баланс между обязательствами энергетиков и финансовыми возможностями регионов.
Переход на эталонное определение операционных расходов также повысит прозрачность тарифообразования. При этом для населения тарифы останутся стабильными, а для остальных потребителей рост составит около 2% при увеличении тарифа на передачу электроэнергии на 10%.