Тоннели старого и нового метро Красноярска пойдут параллельно
Две недели назад в Красноярске были объявлены торги на строительство нового тоннеля метро в Октябрьском районе. ДЕЛА связались с заказчиком закупки и генеральным подрядчиком метро, АО «Моспроект-3», чтобы выяснить детали проекта.
Если коротко, то новое решение добавит уникальности Красноярскому метро: только в сибирском миллионнике параллельно пойдут тоннели, построенные с разницей в 35 лет. Метротрамваи будут следовать из Северо-Западного по «магистрали из прошлого», а возвращаться – по рельсам вновь построенного пути.
Закупку под названием «Выполнение комплекса строительно-монтажных работ по проходке левого перегонного тоннеля закрытым способом, с применением тоннелепроходческого комплекса от о/п «Высотная» до о/п «Улица Копылова»» генеральный подрядчик, исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3», объявил для поиска субподрядчика.
На тоннель выделены 4,37 млрд рублей – это средства краевого бюджета в виде субсидии.
Как следует из документов закупки, объект пройдет под улицами Годенко и Копылова. Тоннелепроходческий комплекс должен будет проделать путь в 2649,2 м. Однако из условий закупки было непонятно, как при новом строительстве предполагают задействовать старые, уже готовые 3 км «советской» подземки согласно принятому в прошлом году решению. ДЕЛА задали этот вопрос «Моспроекту-3» и получили ответ:
левый тоннель построят параллельно правому, и при этом перепад высот от начала до конца тоннеля составит почти 40 м.
«В настоящее время ведется разработка проектной документации. Учитывая необходимость включения в проект построенных подземных выработок, новый тоннель будет проходить рядом с ранее построенным на глубине от 10 до 49 м», – сообщил нашему изданию гендиректор «Моспроекта-3» Константин Матвеев.
Новый тоннель, как и старый, придет к станции «Улица Копылова», которая расположится примерно в том же месте, что и в старом варианте метро. «Выходы из подземного вестибюля будут находиться рядом с жилой застройкой по ул. Академика Киренского», – рассказали в «Моспроекте-3».
В компании вновь подчеркнули, что проект метротрамвая Красноярска уникален: так, для него при участии экспертов московского института даже была специально разработана нормативная база – постановление Правительства РФ №1506 разрешило выделять работы по проходке перегонных тоннелей в отдельный этап строительства (ранее рытье тоннелей могло входить только в более крупные этапы проектирования).
Скоростной подземно-наземный легкорельсовый транспорт будет интегрирован в единую транспортную сеть с существующими маршрутами общественного транспорта города.
В «Моспроекте-3» называют особенности нового Красноярского метро: оно отличается от советского проекта за счет «уменьшения длины подземного участка и выполнения части линии в наземном исполнении», а также «уменьшения глубины заложения подземных станций, оптимизации объемно-планировочных решений подземных станционных комплексов и сокращения их площади». Все это позволяет сократить капвложения в объект.
Строить новый тоннель, согласно новой закупке, будут с 5 мая почти год, до июня 2026 года.
Из этого срока по месяцу придется на сборку и демонтаж тоннелепроходческого комплекса. Сама проходка займет 342 дня. По мере прохождения щита будет идти обделка объекта сборными железобетонными блоками особой прочности, водонепроницаемости и морозостойкости. Напомним, что таким же способом сейчас строится тоннель от другой конечной первой линии, «Улица Шахтеров», к центру города. Для производства строительных конструкций обделки в Красноярске было специально создано небольшое предприятие.
Какой именно ТПМК отправится под землей в сторону Копылова, пока неизвестно, указан только его номер: 6. Напомним, ранее, в октябре 2024 года, «Моспроект-3» объявлял аукцион на аренду такого щита. Но, как сейчас ответили нашему изданию на вопрос по этой теме, закупка не состоялась – на торги не поступило ни одной заявки.
Компанию, которая займется новым тоннелем метро, должны определить 13 марта.