Острову Молокова в Красноярске нарисовали грандиозный план
В Красноярске, как и обещали, вплотную занялись енисейскими островами. Уникальные территории посреди широкой реки до сих пор еще не все освоены как следует – и если планы реализуются, им предстоят большие перемены. Так, только в проект острова Молокова предстоит вложить десятки миллионов рублей. А концепция преображения бывшего Телячьего уже готова – показываем, каким увидели остров архитекторы.
Торги на проектно-сметную документацию для благоустройства острова объявлены 10 февраля. Заказчиком, как и в других подобных проектах, выступает краевой Туристский информационный центр.
Начальная цена контракта на документацию – 25,5 млн рублей, которые предусмотрены в бюджете Красноярского края на 2025 год.
Выполнить сложные работы предстоит в два этапа: до 25 апреля и до 14 ноября 2025 года. Техзадание сформулировано стандартно, как для визит-центра Столбов. Однако к документам приложена концепция благоустройства острова, разработанная в 2024 году проектной мастерской А2.
Как уже не раз отмечалось, остров Молокова площадью 50 га может стать одновременно и музеем под открытым небом, и новым местом для отдыха, и центром для занятий водно-моторным спортом. Что и отразили в своих планах архитекторы.
Как и почему остров «полетел» на Север
Концепция начинается с рассказа об уникальности острова, который до авиационной истории носил название Телячий (из-за того, что использовался как пастбище). Так, именно на острове было построено здание гидропорта, откуда взлетали и отправлялись на Север самолеты полярной авиации. Объект стоит на острове до сих пор,
и это единственное сохранившееся здание полярной авиации 1930-х во всей стране.
«Абаканская протока была идеальна для взлета гидросамолетов, а зимой она затягивалась льдом, хорошо продувалась, не было снежных заносов, взлет и посадка на лыжном шасси были безопасными», – поясняется в документе.
Все дальние перелеты в Заполярье выполнялись именно отсюда, и островом Молокова остров стал еще в 1934 году после подвигов летчика Василия Молокова при спасении экспедиции Шмидта и экипажа парохода «Челюскин». В годы войны авиабаза была задействована при выполнении перелетов по трассе Аляска – Сибирь.
После большого наводнения 1966 года, а затем строительства Красноярской ГЭС, в результате которого Енисей перестал замерзать, авиационная функция острова сошла на нет. В 2007 году он чуть было не стал деловым центром: инвестор намеревался построить здесь «Енисей Парк Сити» с вложением более $635 млн. Однако случился кризис, затем пошли разногласия, и с 2012 года мэрия не стала продлевать разрешение на строительство, а остров решили отдать под рекреацию и спорт.
В 2018 была разработана концепция парка-музея освоения Севера, главным экспонатом которой должен был стать отреставрированный самолет С-47 «Дуглас». Музей и станет одним из главных объектов острова по предложенной А2 концепции.
Что ждет бывший Телячий
Архитекторы провели подробный анализ сегодняшнего состояния Молокова. Часть объектов острова предполагается снести. Например, руины зданий и сооружений, а также беседки и пейнтбольные площадки. Но само здание гидропорта, конечно, сохранят, так же как здание международного союза водно-моторного спорта и часть павильонов.
В предложениях архитекторов есть многое: музейный комплекс (музей освоения Севера и полярной авиации), павильон с самолетом, гидропорт, визит-центр, ресторан и гостиничный комплекс, клуб водно-моторного спорта. И даже такое, как музей на воде и пешеходный мост.
Так, «Дуглас» предполагается поставить в стеклянном павильоне над водой и развернуть его носом на север – «в сторону, которая сделала его знаменитым».
Он должен стать «визуальной доминантой», видимой с левого берега. В здании гидропорта будет продолжение музейной экспозиции. К нему от музея освоения Севера пройдет особая тропа с экспонатами и арт-объектами.
А на мысу расположится визит-центр со смотровой площадкой, откуда откроются прекрасные виды на оба берега и Татышев. Еще один музей, на воде, согласно концепции предлагают создать на юго-восточном берегу острова, чтобы экспонировать там «разнообразие гидроавиации и флота».
Гостиничный комплекс «с барнхаусами» архитекторы предложили разместить рядом с музейным. Также на северном берегу задумали ресторан с панорамными окнами.
Ну а пешеходный мост планируют проложить на остров от Южного берега, ул. Парусной.
Остров станет частью общественных пространств Красноярска и местом городских событий вслед за набережными и Татышевым. Предполагается «усилить» им зеленый каркас города. А также создать закольцованные пешеходные, вело-роллерные маршруты и беговые дорожки.
Строения острова предполагают выполнить в едином стиле – из дерева, металла и стекла.
Теперь то, что предлагают архитекторы, предстоит воплотить в конкретные цифры: сметы и рабочие проекты. А вот воплощение в реальность будет зависеть от финансирования.