Трамваи Красноярска отложили на «после метро»
Трамвайный вопрос в Красноярске отложен на неопределенное будущее. От идеи развивать этот вид транспорта власти не отказываются, но концессию при нынешних неподъемных кредитах заключить невозможно.
Кроме того, более рациональный подход – дождаться, когда построят второй этап метро. Между тем только первый этап метротрама должен завершиться к 2028 году, а параметры второго – прожекты в чистом виде.
О будущем трамвая ранее на этой неделе, на сессии горсовета, рассказали первый замглавы города Роман Одинцов, а накануне – мэр Владислав Логинов во время предновогодней встречи с журналистами.
Только после метро
По словам Одинцова, вопрос о трамваях находится пока на стадии обсуждения. Планы есть, но они отложены на будущее.
«С точки зрения развития трамвайной инфраструктуры, пока первым этапом предполагается закольцевать трамвайные линии на правом берегу, в районе КрасТЭЦ. Пока средств в бюджете на эти цели нет», – сообщил он.
Чиновник пояснил, что
трамваями в Красноярске планируют заняться после того, как закончат с первым этапом строительства метро.
«Тогда будут окончательно сформированы подходы и станет более-менее понятна история с развитием второго этапа метротрамвая и завязкой его с городской электричкой», – сказал чиновник.
Только после этого, заявил он, городские власти смогут подробно обсуждать «на всех площадках» развитие трамвая. И если будет принято соответствующее решение, изыскивать на это средства.
Ранее в Красноярске планировали реконструировать второй участок Красраба, от «Спутника» до КрасТЭЦ. Однако в бюджете на следующий год денег на это не заложили. Сам Одинцов пояснил, что «такого проекта на сегодняшний день нет».
Трамвайной революции не случилось
Напомним, изначально в Красноярске планировали масштабную «трамвайную революцию». Предполагалось, что в городе будут реконструированы старые пути и построены новые – аж до Солнечного. Сделать это должна была московская компания «Мовиста», с которой заключили договор концессии. Обновленный вид транспорта должен был впоследствии приносить прибыль концессионеру.
Называлась сумма вложений в 23 млрд рублей, причем проект подразумевал получение федеральных субсидий.
Но потом начались сложности, и город взялся за ремонт на участке Красраба от кольца на Предмостной до ТЦ «Красноярье» сам. В это дело вложили огромную сумму почти в 816,5 млн рублей, получив весьма сомнительный результат.
С «Мовистой» же пока идут суды. Договор концессии расторгнуть миром с ней не удалось – в компании заявили, что кредитное соглашение и финансовое закрытие остались неподписанными, а источники финансирования не определены до конца. Между тем «Мовиста» успела взять кредит в банке и теперь требует у мэрии возместить ей 267 млн рублей – сам заем и набежавшие проценты.
Концессия будет, когда подешевеют кредиты
18 декабря мэр Владислав Логинов на пресс-конференции, посвященной итогам года, немного прояснил трамвайное будущее Красноярска.
В двух словах – оно туманно.
«Вчера у меня был руководитель компании («Мовисты». – Ред.), с которым мы говорили о том, что все проекты реализации концессионных соглашений в стране приостановлены. Если сказать, что мы знали об этом в прошлом году – наверное, немножко покривить душой. Но мы ждали каких-то сложных моментов и поэтому приступили к работам сами за те деньги, которые имели: начали реконструировать трамвайный путь на Красрабе», – рассказал Логинов.
По словам мэра, красноярские власти и в дальнейшем будут обсуждать закупку новых трамваев.
Но в последнее время они слишком уж подорожали.
«Трамваи сейчас безмерно дорогие. Если мы в прошлом году отмечали стоимость одного вагона в 50 млн рублей, то сейчас он уже под сотню, а в проектах уже и по 150 млн. Один только трамвай! Тем не менее развитие трамвая в любом случае будет», – сообщил глава города.
Развитие трамваев в Красноярске планируется, как и раньше, в рамках концессионного соглашения.
Однако пока желающих заключить его нет.
«На нас выходят собственники иных компаний, которые планировали заключить с нами концессионное соглашение. Они хотят войти в переговоры, и если они у нас получатся, то мы по трамваям будем процесс дальше развивать. Но концессионное соглашение требует привлечения банковских средств. В связи с тем, то банковский процент очень высокий, здесь надо действовать так: сколько процент – столько раз и подумать», – прокомментировал он.
По словам мэра Красноярска, на сегодняшний момент эффективных предложений ни от одного концессионера Красноярску официально не поступило.
«Они звонят, прощупывают, говорят о том, что сейчас думают и позже сформулируют предложения», – обрисовал ситуацию градоначальник.
Таким образом, будущее красноярского трамвая зависит от процентов по кредитам, а те, в свою очередь, – от размера ключевой ставки. Очевидно, что при параметрах, которые Центробанк установил сейчас, никакой речи о трамвайных соглашениях быть не может. Среднесрочный макроэкономический прогноз Банк России представит в 2025 году. Тогда, быть может, что-то прояснится и о возможностях трамвайной концессии в Красноярске.