Полноценные новости Красноярского края

Сумрачный колорит: старинные иконы Енисейской Сибири оказались старше, чем считалось

Ученые в Красноярске проверили старинные иконы енисейских иконописцев на возраст дендрохронологическим методом (по годовым кольцам). Специалисты просканировали торцы пяти живописных изображений и выяснили, что они старше, чем предполагалось ранее.

Икона о рождении Иисуса Христа – один из раритетов, сохранившихся в Сибири

Православные иконы Енисейской Сибири впервые в Красноярском крае удалось датировать с помощью относительно нового дендрохронологического метода, примененного учеными СФУ. Ранее с его использованием изучали возраст икон только в Центральной России.

«Для нас это было новое, экспериментальное поле. Мы шлифовали торцы, снимали все вручную очень аккуратно. Затем сосканировали рисунок годичных колец и получили изображение высокого разрешения. После измерили ширину колец, построили по ним графики и сопоставили их с уже имеющимися хронологиями по Енисейску и Красноярску, получив высокую связь между хронологиями», – рассказал старший научный сотрудник Сибирской дендрохронологической лаборатории СФУ Захар Жарников.

Пока шло сканирование, икону требовалось держать в одном положении около 5 минут, чтобы изображение торца получилось максимально четким.
Торцы деликатно очищали наждачной бумагой вручную

В лаборатории презентовали пять икон, возраст которых удалось уточнить за месяц. Особенно ученых удивила икона Николая Чудотворца, которая ранее считалась самой «молодой», – она оказалась старше на 150 лет и датируется примерно 1743 годом.

Изображение на иконе Николая Чудотворца не обычное гладкое, а рельефное

Ученые говорят, что обозначенный возраст тоже пока примерный.

Дело в том, что при создании иконы снимают определенный слой древесины, в том числе и годичные кольца. Например, трехстворчатый складень с изображением Иисуса Христа датируется 1898-м – этот год выцарапан на обратной стороне иконы, а исследователи обозначили датой его создания 1833 год. Это значит, что при изготовлении складня было снято много колец.

Специалисты считают, что складень выполнен провинциальным мастером без профессиональной выучки. Об этом говорят плоскостное изображение престола, нарушения в пропорциях фигур, контрастно прописанные складки одежды, условно проработанные лики, несоразмерность персонажей

«Складень передали мне пару-тройку месяцев назад, скорее всего, он из нашего Барабановского храма. Он подписан на обратной стороне и родом из деревни Куваршино рядом с Барабаново. Очень рад, что икона Николая Чудотворца из нашего Емельяновского храма преподнесла большой сюрприз и оказалась старше на 150 лет. Также очень радует совместная работа людей церкви и людей науки», – поделился настоятель храма Святой Троицы в Емельяново Алексей Язев.

Одной из самых молодых оказалась икона «Благовещение» – как выявлено  дендрохронологическим методом, она датируется 1907 годом:

Кто написал старинные иконы, неизвестно, но икона с изображением Благовещения, судя по ряду признаков, была сделана на заказ. Прихожане выкупили ее из антикварного магазина для церкви в Барабаново

Интересно, что если другие четыре иконы выполнены из сосны, то дерево, на котором написано Рождество Христово, пока не определено. Специалисты предполагают, что это может быть осина.

Обычно иконы пишут на сосне, но порой встречаются и работы на досках, выструганных из лиственных пород деревьев.

На этой иконе представлена сцена рождения Христа

Как отметила искусствовед, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея им. Сурикова, эксперт по культурным ценностям при Минкульте РФ Елена Шаклеина, в иконах отражаются эпохи, поэтому важно понимать, в какое время они были написаны.

«У енисейских живописцев есть свои особенности, хотя и они отличаются, в зависимости от века, даже в материале. Если в ХVIII веке это темперные краски, то в XIX – масляные. Икона живет со своим временем, она стилистически меняется.

Для енисейского письма характерен суровый, сумрачный колорит, ярких и контрастных цветов мы не увидим.

Для  наших территорий также характерны насыщенные голубые фоны, иногда с бирюзовым оттенком», – рассказала эксперт.

Икона «Собор Архангела Гавриила» датируется началом XIX века

Также Елена Шаклеина обратила внимание, что на иконах нередко бывает несколько слоев, и они могут быть из разных веков – новый слой писали, когда стирался старый, так как икона без лика теряет свой смысл.

Пять икон ученые СФУ исследовали около месяца, на очереди – другие произведения иконописи, над которыми также будут работать по новому методу.

Помимо датировки культовой живописи, в СФУ проводят дендроисторический анализ церквей Красноярского края. Уже датированы такие объекты, как Барабановская церковь Параскевы Пятницы (не ранее 1855 года), церкви из деревни Бедоба (не ранее 1891-го), деревни Мозговой (не ранее 1904-го) и деревянные элементы храма Святой Троицы в Емельяново.

Многие храмы сейчас в аварийном состоянии, и их исследование позволяет привлечь дополнительное внимание к этой проблеме.